Проблемы Русской Церкви сегодня: откровенный разговор
Начиная обсуждение, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Российского православного университета Елена Жосул предложила каждому из участников сформулировать три основные проблемы в жизни Русской Церкви сегодня.
Сергей Чапнин , ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», выделил проблему «отсутствия богословия» проблему присутствия Церкви в публичном пространстве и проблему общения.
По его мнению, большинство членов Церкви не интересуются богословием, богословие «отдали ученым».
«Мы тем самым обеднили себя, потому что каждый член Церкви должен быть богословом. И видеть свою жизнь, видеть задачу воплощения евангельского идеала в жизни в том числе и с богословский позиций», - сказал Чапнин.
Вторая проблема связана с тем, что в публичном пространстве «далеко не всегда Церковь представлена адекватно». Это проблема масс-медиа и проблема Церкви – «как мы сами себя видим».
Проблема общения связана с тем, что происходит активное общение в социальных сетях, но при этом сокращается живое, личное общение.
«Нам необходимо больше говорить друг с другом, больше общаться лично», - сказал Чапнин.
Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского Православного Университета, говорил о проблеме кадров.
По его мнению, вопрос подготовки специалистов на сегодняшний день для Церкви очень существенен. Проблема в том, что Церковь пока не сформулировала четкий «заказ» на то, какие специалисты ей необходимы и в каком количестве. Если речь идет о подготовке священнослужителей, требования более-менее понятны, ясно также, что выпускник семинарии и академии, принявший священный сан, будет направлен на приходское служение. А вот как бы выпускникам православных вузов? Теоретически, они могут быть преподавателями, учителями воскресных школ, помощниками священника на приходе, бухгалтерами, казначеями и так далее. Но на практике получение диплома вовсе не означает, что выпускник будет гарантированно обеспечен работой и в том числе необходимым для жизни стабильным заработком.
Молодые люди не могут найти работу в Церкви, и в результате, например, в воскресные школы идут работать не те, у кого есть специальное образование, а те, кто может позволить себе такую работу, например, пенсионеры, которые имеют доход в виде пенсии, или кто-то еще, у кого есть доход вне Церкви. И тогда возникает вопрос о необходимости получения образования этими людьми.
Кроме того, во многих епархиях Русской Церкви, например, за Уралом, многие клирики не имеют даже семинарского образования. Игумен Петр рассказал о созданной им Хабаровской семинарии, в которой начали учиться сразу 150 студентов-заочников – клириков, которые служили больше 10 лет, не имея возможности получить образование.
Такие образом, в Церкви на сегодняшний день стоит вопрос подготовки кадров, переподготовки кадров и повышения квалификации.
Андрей Золотов, главный редактор журнала «Russia Profile», отметил, что существует «необходимость осознания и изменения приоритетов».
«Период последнего 20-летия – это был период восстановления разрушенных стен. Но это имеет довольно большую инерцию и мне кажется, что сейчас должно происходить осознание новых задач как главных». И вопрос в том, как выстроить приоритеты.
Он напомнил о том, как несколько лет назад в Троице-Сергиевой Лавре был восстановлен большой колокол. СМИ активно освещали эту историю, писали, как специально для этого разбирали ворота, привозили кран… Операция стоила несколько миллионов. При этом никого не волновало, что преподаватели Московской духовной академии жили впроголодь.
«Так получается, что найти деньги на золочение куполов легче, чем на образовательные или миссионерские проекты», - сказал Золотов. Эту ситуацию надо менять.
Одна из главных проблем Церкви – отсутствие христоцентричности.
По словам Золотова, богатство христианской культуры, в котором мы живем, «является своего рода искушением». На основе Православия сформировалась очень богатая культура, церковное искусство. Возникли проблемы осмысления истории, в Русской Церкви – вопрос о судьбе России. Кроме того, многих занимают вопросы о том, как, к примеру, правильно поститься, можно ли носить в храме брюки. Обязателен ли платок…
«Это обилие второстепенных проблем, которые очень занимают умы и души людей, и очень часто Христос и Евангелие, то, собственно, из-за чего Церковь существует, никого особо не волнует», - сказал Золотов.
Другая проблема – вопрос социализации.
«Сейчас, отмечая 20-летие возрождения Церкви, мы думаем о том, какие ожидания, бывшие 20 лет назад, осуществились, а какие нет», - сказал Золотов.
Сделано многое, но это совсем не то, чего ожидали 20 лет назад. И размышляя об этом, приходим к следующему вопросу – где сегодня экономическая, хозяйственная основа жизни Церкви, кто является источником церковных доходов.
«Мы оказываемся в ситуации, когда большая часть членов Церкви не содержит свою Церковь, а рассчитывает, что ее будет содержать государство или какие-то спонсоры», - отметил Золотов.
Он также добавил, что до сих пор считается достижением, если благотворитель действительно является членом церковной общины.
Говоря о проблемах, Елена Жосул подчеркнула, что то, о чем говорили – это все-таки взгляд изнутри. Если же приводить мнение людей нецерковных, внешних, то они, скорее всего, сказали бы о двух вещах – что Церковь сращивается с властью и что в Церкви слишком много денег.
Говоря об этом, Сергей Чапнин сказал, что проблема Церкви и государств – это «частный случай присутствия Церкви в публичном пространстве». Процесс легализации Церкви не завершен, он продолжается, и даже переход нашего государства от атеистического к светскому не закончен.
Церковь же не нашла адекватный язык для того, чтобы объяснить обществу, что происходит с ней на самом деле.
Что касается второго вопроса, это связано с проблемой глубокого социального расслоения общества, но богатых священников значительно меньше, чем бедных.
Продолжая тему, Андрей Золотов сказал, что многие проблемы в теме «Церковь и государство» связаны с тем, что «Церковь всячески старается показать, что у нее прекрасные отношения с государством, что они гораздо лучше, чем есть на самом деле. «Огромным количеством людей Церковь воспринимается как часть истеблишмента», - сказал Золотов. Хотя это и не так.
Дело в том, что нередко представители Церкви стараются создать образ благополучных отношений с представителями государственной власти даже несмотря на то, что это не так и в этих отношениях существует множество проблем. Вместо того, чтобы говорить открыто о проблемах, огромные силы тратятся на создание этого образа, и в итоге о Церкви складывается неадекватное представление.
По его мнению, успех фильма «Остров» был связан в том числе и с тем, что там был дан образ Церкви, который шел в противовес образу, который распространен в СМИ. Там Церковь была представлена именно как пространство иной реальности, то есть, по сути, как то, чем она является на самом деле.
Так что в церковно-государственных наследиях есть проблемы подлинные и вопросы, связанные с тем, как мы пытаемся эти отношения представить.
Игумен Петр (Еремеев) сказал о том, что проблема восприятия священника связана с вопросом наличия или отсутствия общинной жизни.
Если в небольшом поселке или станице все жители являются членами приходской общины и священник становится вхож во власть, люди радуются этому и воспринимают нормально. Они знают этого священника и понимают, что общение с власть имущими для него - средство, может быть, помочь своим прихожанам, решить какие-то вопросы. Если же речь идет о большом городе, районе, крае и так далее, где далеко не все жители являются членами общины, получается, что они не знают священника, и когда видят его рядом с представителями администрации, у них возникают соблазнительные, сомнительные мысли по этому поводу. При том, что часто именно благодаря ходатайству священнослужителя в области или крае решаются какие-то вопросы, оказывается некая помощь даже и светским учреждениям культуры и образования.
Еще один вопрос, которого коснулся игумен Петр, – административная реформа Церкви. За годы после возрождения Церкви возникло множество церковных организаций. Институтов, подразделений, но взаимодействуют друг с другом они хаотично. Четкие инструкции, должностные обязанности не прописаны. И нынешняя реформа – это стремление упорядочить уже существующую систему, чтобы каждый знал, что он него требуется. Но это не означает какое-то ограничение личных инициатив и творчества.
Игумен Виталий (Уткин) из Иваново-Вознесенской епархии предложил обратиться к реальности.
«По данным одного серьезного исследовательского центра, у нас у девушек от 15 до 19 лет нормальное репродуктивное здоровье есть только у 5%, и причина этого – блуд… То есть на самом деле мы с вами стоим не просто у черты. Если рассуждать по-человечески, то будущего у нашего народа нет, а наш народ и есть Церковь. И будущее возможно, только если мы изменим окружающую действительность. На самом деле происходит вырождение. И если вы будете ночью ехать между Ярославской и Тверской областью, то на протяжении десятков километров не увидите ни одного огонька», - сказал игумен.
Альтернатива такая: либо мы что-то делаем, чтобы народ реально воцерковлялся и начинал жить по заповедям, или мы исчезаем очень быстро. Самая большая проблема – наша замкнутость, стремление выстроить «гетто».
Диакон Андрей Белоус из Якутской епархии высказал мнение о том, что все проблемы очень тесно связаны с отсутствием христоцентричности нашего сознания. Все национальные беды иудейского народа были связано именно с утратой веры в Бога, что народ впадал в язычество, и ситуация у нас во многом аналогична ветхозаветной.
«Наш народ мыслит православие по-язычески, то есть исполнение треб как какой-то путь легкого договора с Богом через молебен, который понимается как что-то шаманское. Через то, чтобы поставить свечку за то, чтобы конкурент в бизнесе погорел и я получил выгоду. Нам не хватает именно воцерковления и просвещенности народа», - сказал диакон Андрей.
По его мнению, даже те 3% христиан, которые считаются воцерковленными, до конца не воцерковлены, у них отсутствует интерес к богословию, к тому, чтобы что-то узнавать о Церкви.
«Люди, когда им нравится какая-то музыкальная группа, стараются узнать как можно больше о жизни музыкантов, о том, какие изменения происходят, когда выйдет новый альбом… А вот в отношении православия такого не происходит. Новая книжка о Христе может лежать в магазине на полке очень долго, в отличие от популярных брошюр какой иконе от какого недуга молиться», - сказал отце Андрей.
Это вопрос воспитания в человеке любви к Богу и ближнему, а для этого нужны энтузиасты, которые, даже понимая, что их жизнь не будет материально сытой, перспективной, будут служить Церкви.
Кирилл Фролов высказал мнение о том, что нужно менять психологию. По его словам, многие распоряжения Святейшего Патриарха не реализуются в жизни, потому что сами люди не хотят ничего менять. Им удобнее жить в небольшом сообществе, своего рода «гетто», думать, что совершение треб и ношение определенной одежды достаточны для того, чтобы все было благополучно. Кроме того, немало людей «прикрывают православием свою творческую несостоятельность в обществе». В узком мирке им жить удобно и уютно, а вот если круг церковных людей станет стремительно расширяться, скрывать свою несостоятельность они уже не смогут.
Поэтому нередко у них присутствует желание не то что рассказать людям о Церкви и красоте веры, а. напротив, не дать новому человеку войти в церковную ограду. А то и просто вытолкать его за ее пределы.
По мнению Сергея Чапнина, внутри Церкви есть две группы людей. Первые пытаются положить в основу жизни Евангелие и думают о том, что есть сегодня любовь в наших отношениях, и вторые, для которых Церковь становится некоей идеологией или же для которых идеология например, связанная с национальным самосознанием) оказывается важнее реального опыта любви и свободы, но о Церкви можно говорит только когда Христос и Его дары любви и свободы оказываются высшей ценностью. Если же речь идет о человеке, который привержен какой-то идее, он может запросто пожертвовать ради нее одним из этих даров.
«Идеология всегда вытесняет Евангелие», - уверен Чапнин. Конечно, обе группы так и будут существовать, вопрос в том, как они будут друг с другом взаимодействовать.
«“А” - все начинается с личного нравственного усилия, и “б” – все начинается с осознания и принятия даров любви и свободы», - подытожил Чапнин.
Игумен Виталий (Уткин) сказал о том, что главный момент – изменение нравственного климата. По его мнению, нынешнее разделение епархий – очень важный шаг, потому что раньше до многих сел ни разу не доезжал архиерей, а то и священник. Кроме того, требование административных отчетов и создания приходов – это тоже хорошая мера, потому что приходы реально начали создавать, и собираются они не только вокруг священников, но и вокруг двух, трех, четырех верующих мирян.
И одна из главных проблем – изменение ментальности и прихожан, и духовенства, чтобы главной целью были любовью и достижение Царства Небесного. Но чтобы это было, надо, прежде всего, чтобы были люди, которым можно было передавать эти знания, а это – вопрос демографии, рождаемости.