Первый шаг митрополита Кирилла в Северной Корее (ФОТО)
Ко многим деяниям Святейшего Патриарха Кирилла относится определение «впервые». В преддверии его юбилея хотелось бы вспомнить об одном событии, которое произошло пять лет назад, когда в Северной Корее был построен и освящен первый православный храм. Мне выпала честь быть одним из участников русской делегации и полностью отвечать за первые церковные колокола, которые зазвучали в корейской столице - в Пхеньяне.
Чтобы представить себе масштаб и значение Троицкого храма, который был построен и освящен в Пхеньяне, вспомним, что в Северной Корее, в отличие от других регионов Дальнего Востока, вообще никогда не существовало православного храма. Так что на наших глазах произошло совершенно уникальное историческое событие, которое было бы невозможно без энергии, воли и мудрости тогда еще митрополита Кирилла, руководителя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии.
То, что стало возможным подготовить церковнослужителей, обучить священнослужителей, будущих клириков храма, а также оказать всевозможное содействие корейским архитекторам, – это его заслуга. Интересно отметить, что сам храм был построен по личному указанию северокорейского лидера Ким Чен Ира.
Обычно православные храмы за границей строят русские архитекторы. Троицкий храм в Пхеньяне полностью делали корейцы. Таково было их желание: все сделать самим. Они изучили старинную и современную русскую архитектуру и на ее основе разработали проект здания, который бы их устроил.
Из России привезли только те предметы, которые не производились на территории Северной Кореи, в частности, иконы для иконостаса, которые были написаны под руководством архимандрита Луки в мастерских Троице-Сергиевой Лавры, богослужебные предметы и колокола.
Северная Корея – особенное государство. С одной стороны, это восточная земля со своим особенным, не всегда понятным европейцу менталитетом.
С другой стороны, надо учитывать что это государство социалистическое, даже почти коммунистическое, которое развивается по своим законам и имеет особую организацию общества. Слава Богу, в нашей стране этот этап уже закончился, но те, кто помнит, что такое Советский Союз, могут представить себе многие особенности устроения корейского государства.
И вот сочетание двух этих элементов - традиционного восточного и коммунистического – создают, мягко говоря, очень непростые ситуации, когда ты не знаешь, как правильно себя повести, особенно если речь идет о каких-то моментах, предписанных протоколом. Например, в Северной Корее гости обязаны посетить мавзолей и музей подарков Ким Ир Сену, Ким Чен Иру и его матери, места, связанные с детством и юностью Великого президента корейской республики, монументы, и при этом как-то отреагировать на то, что им показывают и рассказывают, найти нужные слова и тон, чтобы отблагодарить за гостеприимство, не позволить себе ничего лишнего или недопустимого.
Во время поездки я впервые так близко общался с Владыкой Кириллом, практически каждый день имел честь пребывать с ним за трапезой. И мне запомнилось то, с каким тактом Владыка подходил к решению множества вопросов и проблем, которые все время возникали по ходу нашего визита.
Во время встреч, протокольных мероприятий случались накладки, неожиданно обнаруживались какие-то шероховатости, и он всегда очень быстро собирался, мгновенно анализировал проблему с разных точек зрения, ставил вопрос и находил верное решение в, казалось бы, совершенно тупиковой ситуации. Я был восхищен его способностью молниеносно оценивать ту или иную проблему и находить точное и единственно верное решение.
Для меня как для руководителя (хотя, конечно, руководителя не такого масштаба и не такого формата) этот опыт пребывания вместе с митрополитом Кириллом сослужил очень добрую службу в плане выстраивания отношений и решения возникающих сиюминутных, порой достаточно острых проблем. И я благодарен Господу за те уроки, которые получил благодаря митрополиту Кириллу во время нашей корейской поездки. Во ознаменование того участия, того вклада, который внёс Владыка митрополит в создание первого православного храма на корейской земле, его титул и имя отлиты в рельефной надписи на большом благовестном колоколе Троицкого храма в Пхеньяне.
Фотографии И.В. Коновалова