Патриарх Кирилл: из первых уст
О показателе Спасения
Когда мы говорим о спасении, люди часто не до конца понимают, о чем идет речь. Как ясно: упал человек за борт, бросили спасательный круг — вот это спасение. А о каком спасении говорит Церковь? Церковь говорит о спасении, которое выражается через совершенно определенные отношения человека с Богом. Если эти отношения выстраиваются правильно, то человек на пути спасения. Опять-таки очень трудно «замерить» эту правильность, очень трудно измерить дистанцию, которая отделяет человека от Бога, и трудно ответить на вопрос, сокращается ли эта дистанция или увеличивается. Но есть один очень важный показатель — это наши отношения с окружающими нас людьми. Именно в этой системе координат мы и можем определить свое местонахождение по отношению к Богу. Если мы близки к людям, если мы готовы разделять с ними свою жизнь, особенно если мы готовы отдавать от себя другим людям, причем отдавать не прагматически «я тебе — ты мне», а отдавать потому, что есть потребность поделиться с человеком, есть внутреннее желание сделать добро, — тогда это означает, что мы на пути к Богу и что наша дистанция от того светлого и прекрасного мира, который мы называем Божиим Царством, сокращается.
О дружбе и одиночестве
Одиночество, видимо, — это то, что реально до конца дней будет сопутствовать мне как Патриарху. Оно сопутствовало и всем моим предшественникам. Может быть, то, что я сейчас скажу, — это очень личное, но я хочу, чтоб Вы меня правильно поняли: у Патриарха не может быть друзей, у него паства. А вот дружба в обычном, бытовом смысле слова, я думаю, практически невозможна.
… все силы Патриарха уходят на то, чтобы быть пастырем для всех. Дружба предполагает избранный круг людей, неких любимчиков, тех, кто поближе к Патриарху, чем другие. Думаю, это очень контрпродуктивно. Патриарх должен быть открыт для всех. С другой стороны, он, конечно, к кому-то ближе, к кому-то дальше — просто потому, что с кем-то он встречается часто, с кем-то реже. Но мне кажется, что все силы Патриарха должны уходить на пастырскую любовь к людям, и если это так, то ни на что другое никаких сил уже не остается.
Куда нужно водить школьников
Для того чтобы увидеть не красивую обертку, прячущую под собой звериный оскал греха, а последствия греха, нужно пойти туда, где я был два часа тому назад. Я был в особом отделении детской государственной клинической больницы имени Филатова. В этом отделении содержатся маленькие детишки, которые страдают повреждением центральной нервной системы и психическими заболеваниями, — это те дети, которых матери не взяли в свой дом, от которых они отказались. А что же явилось причиной отклонений? Случайное стечение обстоятельств? Случайное совпадение на генетическом уровне? Совсем нет. Причиной тому был человеческий грех — те же самые наркомания, алкоголизм, венерические заболевания как следствие распутства и потери целостности человеческой личности.
Эти маленькие жертвы греха являются яркой иллюстрацией того, что есть грех. Общаясь с замечательными людьми, которые там работают, общаясь с нашими добровольцами, сестрами милосердия, которые выхаживают этих несчастных детей, я сказал им: была бы моя власть и были бы у меня такие возможности, я бы через это отделение провел бы всех учащихся старших классов московских школ, чтобы они лицом к лицу увидели последствия греха. И тогда, может быть, было бы невозможно поставить такой фильм, как «Школа», который потряс сознание нашего общества.
Бог – не сказка
Все больше и больше молодых людей, людей среднего возраста, более того, людей пожилого возраста, которые родились и были воспитаны тогда, когда слово «Бог» было запрещено, сегодня начинают понимать, что Бог — не сказка, не вымысел, не миф, не человеческая фантазия. Никакой самой прекрасной сказке, сочиненной самым талантливым человеком, не дано привлекать к себе миллионы и миллионы людей, потому что отсутствие реальности очень быстро становится очевидным для любого наблюдательного человека. Не было бы Бога — не было бы здесь сегодня всех нас вместе. И никакими заблуждениями, никакими предрассудками, никаким недостатком образования сегодня нельзя объяснить этого тяготения людей к Богу, потому что по пути ко Христу идут сегодня люди просвещенные, образованные, с большим жизненным опытом. Как не радоваться всему этому?
О христианском оптимизме
У христианина должен быть спокойный и оптимистический взгляд на мир. Это не прекраснодушный и не наивный взгляд — этот христианский оптимизм основывается на том, что Бог во Христе победил зло и победил диавола. И эта Божественная победа глобальна — и с точки зрения охвата всего рода человеческого, и с точки зрения охвата всех времен; и все мы с вами соучастники этой Божественной победы.
О смертной казни
… Церковь никогда не выступала против смертной казни, она выступала против применения смертной казни. Так, в Российской империи за 120 или 130 лет, могу ошибиться, было всего 7 или 8 случаев применения смертной казни. Людей, которые были по суду присуждены к казни, было больше, но тоже ненамного. А почему? Церковь печаловалась, как в то время говорили, о преступниках, она как бы брала их на поруки. Она просила не приводить смертную казнь в исполнение — с тем, чтобы священники, духовники могли склонить человека к покаянию, и в большинстве случаев это удавалось сделать.
Поэтому, не порицая смертную казнь теоретически, фактически Церковь как бы сводила ее на нет. Если Вы меня спросите: а вот Вы за отмену смертной казни, по крайней мере в современной России — я буду говорить о России, сейчас мне это проще, чем говорить о Молдове, — то я скажу, что я против смертной казни в современной России.
Корень наших проблем
…корень многих наших проблем в том, что в нашем обществе оказалось размытым и во многом утраченным то, что в любой цивилизации считалось абсолютно необходимым — а именно стремление познать объективную нравственную истину и жить в соответствии с ней.
О юморе и анекдотах
… считаю, что отсутствие юмора — это очень опасное явление. Юмор не только позволяет эмоционально разгрузиться, но и помогает иногда разрешить напряженную ситуацию. Отсутствие юмора часто провоцирует семейные конфликты, и, напротив, юмор может разрешить самую сложную семейную драму — если люди вдруг обретут иной взгляд, иную точку зрения на то, что происходит, друг на друга посмотрят и рассмеются. Я глубоко убежден в том, что юмор ― это очень важная составляющая человеческой жизни. А по части анекдотов, то я их люблю послушать, но как-то не очень умею их запоминать.
О дисциплине дискуссий
Нашей общественной дискуссии не хватает той внутренней дисциплины — дисциплины мысли и дисциплины слова, — которая присуща научному сообществу. Любая научная идея может быть оспорена, если у ее противника есть достаточно весомые аргументы. Тот факт, что взгляды любого участника академического собрания могут быть опровергнуты, и воспитывает дисциплину мысли и дисциплину слова, которые сегодня начисто отсутствуют в нашем общественном пространстве — даже в рамках относительно респектабельных дискуссий, которые проводятся в ряде СМИ, на телевидении, уж не говоря об Интернете.
Образование - это не рыночная услуга
В наше время усиливается восприятие образования как некой рыночной услуги. За деньги, частные или государственные, предоставляется возможность получить образование, а потому учащиеся или их родители могут приобретать или не приобретать эту услугу, в зависимости от их желания. Это так же странно, как если бы мы предоставили гражданам право, если они того захотят, нанимать воинов и приобретать на личные средства военную технику. Немыслимо, чтобы оборона была частным делом граждан, иначе теряется сам смысл государства. Ведь государство есть общность людей, сформированная на основании некоего общественного договора, одним из важнейших пунктов которого является обеспечение безопасности. Точно так же и образование — это не частное дело людей, а такая сфера общественная жизни, от которой зависит существование общества и государства. Это становой хребет существования общества, и потому перевод образования исключительно в сферу предоставления рыночных услуг является, на мой взгляд, большой ошибкой.
…Преподаватель — еще раз хочу подчеркнуть — не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания. Это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни.
О русской истории
…прошло 20 лет с тех пор, как началось возрождение нашей Церкви, и за эти 20 лет на просторах Святой Руси произошло то, что не происходило за всю историю рода человеческого. Ни одна страна, ни одна цивилизация, ни одна религиозная группа, ни одна Церковь не переживала то, что пережили мы, — грандиозное возрождение Православия. Это тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей; это учебные заведения, больницы, хосписы, социальные центры, школы для взрослых и для детей; это работа с Вооруженными силами и в местах лишения свободы; это то, что действительно мог сделать только народ.
... храмы никогда не строят и никогда не восстанавливают, если в этом нет потребности, если нет мощного движения снизу, если эти храмы не наполняются людьми, — никто не будет вкладывать деньги в то, что не нужно.
О выходных
Я как-то затрудняюсь вспомнить, когда у меня был выходной день. Даже если день не присутственный, то есть мне необязательно ехать для того, чтобы встретиться с людьми, я работаю с документами, которые накапливаются иногда в таком огромном количестве, что мне приходится прочитывать до трехсот страниц текста в день. А если к этим тремстам страницам вы добавите телефонные звонки, встречи с людьми, поездки, то вот и получается примерный средний объем работы Патриарха. Поэтому отдыха не получается.
Я говорю об этом не со скрытой надеждой или уверенностью, что люди скажут «вот какой Патриарх! какой он трудолюбивый, какой умница, сколько работает, как много читает!» — я хотел бы сказать, что, может быть, Патриарх не умеет управлять своим временем. Я стараюсь ввести какой-то порядок в свою работу, потому что без отдыха человек работать не может — так Господь нас создал. Седьмой день был создан как день отдыха для поддержания качества человеческой жизни. Поэтому я очень надеюсь, что сумею, опираясь в том числе на своих помощников, организовать свое рабочее время.
О служении
Свидетельство о Божией правде и провозглашение Божией воли должно осуществляться всегда мирно, с любовью, ибо не подобает рабу Божиему свáритися, как слышали мы также сегодня в исповедании веры, но следует, тем не менее, и жезлом управлять вверенной паствой. Именно поэтому от иерархов Церкви, от ее служителей требуется особая мудрость и особая сила духовного опыта — чтобы не поскользнуться, чтобы никогда не прибегать к силе для того, чтобы пасти паству и вразумлять оступающихся, но даже наказывать так, чтобы все служило делу Божиему и славе Божией. Потому что все, что делает епископ или священник, все, что делает Церковь, направлено на спасение людей, и не может быть никаких других целей и никаких других смыслов, кроме одной цели и одного смысла — служить спасению ближних.
Как замечательно сказал святой Иоанн Златоуст: «Я не верю, чтобы мог спастись кто-то из тех, кто не служит спасению ближнего». Спасение закрыто для любого — в том числе иерарха, священника, мирянина — кто не содействует спасению ближних своих. А потому никакие человеческие соблазны, никакие сиюминутные цели не должны закрывать перед нами величия и красоты Божиего замысла о спасении мира.