Ненастоящая
– Мама, а если я пойду на исповедь не к своему батюшке, а к N., или даже не к нему, а к любому, первому попавшемуся священнику, и скажу, что я пью таблетки?
Мама на том конце провода вздыхает:
– …и тебя не допустят до Причастия. Ты же все сама знаешь.
Придется смириться с тем, что я – ненастоящий православный христианин, а так… иногда хожу в храм. Настоящие православные женщины – вот они, стоят в храме рядом со своими мужьями и чадами. А я сама в храм хожу редко, чад таскаю по очереди, по одному, а Православие моего мужа ограничивается фактом крещения и ношением нательного креста.
Настоящие православные – отцы семейств. В православных организациях их уважают и понимают. А работающая мать, как известно, – горе семьи, недоразумение. А если эта мать в семье еще и основной добытчик? Ну, бывает же так, что именно мать работает на трех работах? Бывает. Принять и понять положение, когда все в семье от тебя зависит, а ты при этом – не глава семьи (и это нормально!), мягко говоря, непросто. И вот именно в том случае, когда ты работаешь на трех работах, твоя внезапная беременность… На самом деле, я очень хочу еще одного ребенка. Но – чисто теоретически. А практически, если я буду сидеть с младенцем, мы все мы умрем с голоду, потому что на пенсию мужа не прожить. А давать обет целомудрия за компанию с невоцерковленным мужем мне кажется несколько преждевременным. Все у меня – неправильно.
Нормальные православные в воскресенье – см. выше – всей семьей идут в храм. А я в выходные судорожно пытаюсь наверстать все, чего не додала детям в будни. В школе и садике, наверное, считают, что моих детей растит отец-одиночка. Потому что воспитатели, учителя и тренеры видят только моего мужа, меня – никогда.
Как-то я прочитала на православном сайте интервью известного акушера, там были слова о том, что кому-то Бог дает одного ребенка, а кому-то – десять. Прочитав эту фразу, я вдруг внезапно кое-что для себя поняла. Для того, чтобы честно принимать волю Божью обо мне и детях и быть готовой каждый месяц к новой беременности, лично мне нужно жить в каком-то другом, не в этом мире. О женской эмансипации и праве на труд в том идеальном мире, скорее всего, не слышали. Там, в другом этом мире, я смогу заниматься детьми, предоставив заработок и решение финансовых проблем мужу. На самом деле, я не из тех женщин, которые непременно должны работать. Детей и домохозяйства, мне, скорее всего, для счастья хватило бы. Но в данном, реальном мире на труд у меня - не право, а обязанность. Лично я еще пару детей родила бы с удовольствием. Но, согласитесь, положение женщины, при котором она в любой момент на любом месте может бросить работу и уйти в декрет… Лично я бы, наверное, свихнулась от такой неопределенности. Какая уж тут карьера! А мои многочисленные работодатели, возможно, и вытерпели бы такой фокус. Но далеко не все, и уж точно – не больше одного раза. Так что я – ненастоящий православный, а так –недоразумение. Я люблю своего мужа и детей, и вообще-то я – счастлива. Но это не то счастье, о котором говорят в Церкви. И боюсь, в этом несовершенном мире с этим уже ничего не сделать.
Правильно – это вырасти в церковной семье, не мыслить своей жизни без воскресной службы, полюбить одного-единственного, жить с ним и рожать ему каждый год детишек. Насчет одного-единственного – это было бы чудесно. Даже отбросив всю лирику о «сердечных ранах», следуя лишь правилу Оккама – не умножать сущности без нужды. Когда твой муж и отец твоих детей – один и тот же человек, это не только правильно, но еще и удобно. А уж когда твои дети и дети мужа – это одни и те же дети, это так удобно, что просто слов нет. А еще - «родственники моих детей». Это вообще – отдельная тема. Ведь если все было бы правильно, этих самых родственников был бы всего один комплект. Ну почему мне о вреде разводов и свободе отношений говорили всё, что угодно, только не это: «Не умножай сущности без нужды!». Но другой жизни не будет, приходится жить эту.
Воцерковиться после бурной молодости. Наконец понять, как оно должно быть. Примерно расставить всё по местам. Вот именно – примерно. В книге «Остров Доктора Моро» говорилось о людях, сделанных из разных зверей. Вот и я рядом с настоящими православными чувствую себя таким вот зверочеловечком...
– Мама, ну что же мне делать? Ведь все – неправильно. А правильно – никак не получается.
– У больных тоже правильно не получится, здоровыми они уже не станут, но без лекарства-то они вовсе погибнут. Ты, потихонечку, с краешку. Помнишь притчу о мытаре? Вот и мы так.
N.