Как при МГУ появился первый храм в честь святителя Филарета
Когда встал вопрос об освящении нижнего храма, отец Максим Козлов написал патриарху Алексию II прошение о том, чтобы Престол был освящен в честь святителя Филарета. Дело в том, что университетский храм был связан с именем митрополита Филарета. Митрополит освящал этот храм, неоднократно служил здесь, сохранились произнесенные им с амвона татианинского храма проповеди.
В нижнем храме мученицы Татианы - первый храм, освященный в честь святителя Филарета Московского |
Интересно, что после канонизации святителя Филарета в 1994 году это было первое предложение о том, чтобы освятить храм в честь этого святителя. Патриарх Алексий ответил положительно. Святейший очень почитал святителя Филарета, чтил его память и перенес его мощи из Троице-Сергиевой Лавры (где митрополит Филарет был похоронен) в Храм Христа Спасителя буквально сразу после его освящения в 2000-м году, так что эта святыня стала достоянием нашей столицы.
Великое освящение Филаретовского храма состоялось вскоре после пожара в Манеже. Для патриарха Алексия этот пожар стал как бы знаком того, что стоящий рядом храм надо поскорее освятить, и он в неурочное время освятил сразу два храма: верхний – в честь святой мученицы Татианы и нижний – в честь святителя Филарета.
О святителе Филарете можно говорить очень много и долго. Это был удивительный человек, один из самых образованных епископов, которые когда-либо занимали Московскую кафедру. За его вдохновенные проповеди его называли «московским златоустом». Все помнят его поэтическую «полемику» с А.С. Пушкиным. Кроме того, он поставил своеобразный «рекорд» по количеству лет, в течение которых ее занимал – с 1821 по 1867 годы, то есть целых 46 лет!
Святитель Филарет Московский |
Для нас после канонизации он святой, но и светские люди считают его выдающейся личностью. Любопытная деталь: консерваторы считали его либералом, либералы – консерватором. Такие противоположные оценки говорят о том, что он всегда шел «царским путем», то есть не любил крайности и был независимым человеком.
Он прожил долгую жизнь, был насыщен летами и стал причастен к главным историческим событиям своего времени и в том числе к одному из главнейших событий в истории России XIX века – созданию Манифеста об отмене крепостного права, который император Александр II подписал 19 февраля 1861 года: Манифест был издан именно в редакции митрополита Филарета.
Манифест 1861 года |
Вообще говоря, митрополит Филарет был против издания Манифеста и дарования крестьянам свободы на предложенных правительством условиях. Одним из существеннейших моментов было то, что крестьянам давали свободу, даже давали им земельные наделы, но оставляли барщину и оброк, которые фактически перечеркивали право на землю. Кроме того, разрушалась крестьянская община, а ведь ее существование было очень тесно связано с религиозным мировоззрением. (Заметим в скобках, что впоследствии освобождение от крепостной зависимости без земли создало напряженность и стало одной из причин успеха революции 1917 года и популярности большевиков, одним из лозунгов которых был «Земля – крестьянам»).
Что касается изданного Манифеста, митрополит Филарет существенно сократил первоначальный текст, в частности, убрал все самовосхваления властей и изменил некоторые формулировки.
Известны случаи, когда митрополит Филарет проявлял принципиальность, рискуя впасть в немилость у августейших особ. В частности, он отказался освящать Триумфальную арку, посвященную памяти погибших в Отечественной войне 1812 года, потому что на ней присутствовали изображения языческих богов. Это было большой дерзостью, потому что арку должен был открывать сам император и располагаться она должна была у Тверской заставы, нынешнего Белорусского вокзала, при въезде на Тверскую улицу, и как бы встречала приезжающих в Москву.
Митрополит попал в опалу, а арку все-таки открыли, правда, без архиерейского освящения. Потом ее в советские времена перенесли на Площадь Победы и установили рядом с Поклонной горой.
Две главные вещи, которые связаны с памятью о святителе Филарете – перевод на русский язык Библии, который мы все читаем, и катехизис, по которому училось множество поколений священнослужителей.
Катехизис в редакции святителя Филарета – совершенно выдающаяся работа. На протяжении уже 150-ти лет христиане России узнают о своей вере именно в формулировках святителя Филарета, так что все мы просвещены текстом, подготовленным этим митрополитом.
Так получилось, что почти сразу за днем памяти святителя Филарета следует другая дата – 5 декабря, день взрыва Храма Христа Спасителя.
Митрополит Филарет имел к строительству и освящению закладного камня этого храма самое непосредственное отношение. Сам храм стал символом Русской Православной Церкви, и уничтожение этого храма, которое произошло 80 лет назад, имело символическое значение для большевиков и богоборческой власти. Именно из-за этого значения храма для русской Церкви в новые времена было необходимо его восстановить в первозданном виде, хотя предлагалось множество иных проектов храма, в том числе и очень интересных.
Храм Христа Спасителя |
Это сейчас храмы строят быстро и есть много новых технологий, разнообразных возможностей, чтобы ускорить процесс строительства. В XIX-м веке было иначе. От Манифеста императора Александра I о построении Храм Христа Спасителя до его освящения прошло более 70 лет, и его создание было трудом и тяготой не только москвичей, но всех россиян. Люди рождались и умирали, пока строился этот храм. Они собирали на его строительство деньги, кто сколько мог, и храм был настоящим народным храмом. И новый Храм Христа Спасителя тоже строился на народные деньги.
Еще когда храм строился, меня поразил один факт: в 90-е годы в Патриархию постоянно шли вереницы самых разных людей с денежными жертвами для строительства. В основном это были пенсионеры, женщины с детьми, приезжие в очень скромной одежде. А ведь это были времена, когда эта категория людей была абсолютно нищая… Вспоминается евангельская вдовица со своей лептой. Жертвовали иногда сущие копейки. Кто знает, может быть для Бога это были самые драгоценные вклады!
Я сам слышал от людей, которые говорили так: «Я человек неверующий, в церковь не хожу, но когда-то переводил деньги на строительство Храма Христа Спасителя».
Слава Богу, что иногда привозят святыни вроде Пояса Пресвятой Богородицы, которые напоминают людям, что нас миллионы. И когда строился Храм Христа Спасителя, это был по-настоящему народный храм. И именно таким он и остается.
Впервые опубликовано 2 декабря 2011 года под названием «Первый храм, освященный в честь святителя Филарета»