Патриарх Алексий II и колокола Храма Христа Спасителя
- Игорь Васильевич, известно, что Святейший Патриарх Алексий II приезжал на завод ЗИЛ, в первый литейный цех, где производилась отливка самого тяжелого – Царского – колокола Храма Христа Спасителя. Патриарх разбирался в колоколах?
- С тех пор, как в 1992 году на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле возобновились звоны, Святейший Патриарх Алексий II всегда слушал их с большим вниманием.
В одной из частных бесед со Святейшим Патриархом Алексием я отметил, что его архиерейский путь сопровождали самые большие и тяжёлые колокола нашей Церкви: 1000-пудовый колокол Таллиннского собора Александра Невского, который он, еще будучи иподиаконом, готовил к освящению, потом – пятитонный колокол Никольского собора Санкт-Петербурга, далее - Большой Успенский колокол Московского Кремля и, наконец, колокола Храма Христа Спасителя.
Патриарх интересовался колоколами и разбирался в них. Помню, когда на Храм Христа Спасителя поднимали Царский колокол, я стоял рядом со Святейшим, потому что требовалось прямо в процессе поднятия колокола уточнять некоторые вопросы, например, каким именно фасадом Царский колокол должен быть обращён к Кремлю, как его сориентировать: повернуть к Кремлю образом Спасителя или Божией Матери (Патриарх благословил повернуть образом Спасителя). И вот, пока поднимали колокол, Его Святейшество рассказывал мне, какой главный колокол на Таллиннском соборе, как у него подвешен язык, на какой коже закреплен, сколько весит – абсолютно все!
Как человек осведомлённый в вопросах колокольного звона, Святейший Патриарх Алексий предавал особое значение тому, какой «голос» обретёт главный храм Москвы и Русской Православной Церкви.
- А как это вообще решалось?
- Начну немного издалека. После того, как Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин подписал указ о строительстве Храма Христа Спасителя и начались строительные работы, о том, что для храма надо отливать колокола, забыли.
Святейший Патриарх Алексий, архиереи, духовенство Москвы и ключарь будущего храма протоиерей Михаил Рязанцев совершали молебны, освящая все этапы воссоздания Храма Христа Спасителя. Было решено, что молитвы должны сопровождаться колокольными звонами. По просьбе члена Попечительского Совета воссоздания Храма Христа Спасителя, Александра Ивановича Буркина, мною был разработан проект деревянной сборно-разборной колокольницы. Колокольницу смастерили умельцы деревянного цеха киностудии «Мосфильм». На ней было размещено порядка десяти колоколов из коллекции Александра Ивановича Буркина, причем самый тяжелый весил не более 100 кг. Это были самые первые звоны на месте возрождающегося Храма Христа Спасителя.
Затем, Попечительским Советом было принято решение о сооружении малой деревянной церкви во имя иконы Божией Матери «Державная» для духовного окормления и поддержки строительства Храма Христа Спасителя. Храм во имя иконы Божией Матери «Державная», был построен по типу старинных русских храмов «иже под колоколы», то есть, звон размещён непосредственно над помещением для молящихся. На пожертвования Александра Ивановича Буркина туда были отлиты колокола «малого звона», самый большой из которых весил около 250 кг. Более тяжелые колокола деревянный храм вряд ли бы выдержал. До отливки в 1995-1996 годах колоколов северо-восточной колокольни Храма Христа Спасителя – колокола церкви во имя иконы Божией Матери «Державная» оглашали своим звоном строительную площадку будущего собора.
Следующий этап – 1995 год: конкурс на право отливки колоколов для Храма Христа Спасителя. В нём приняли участие лучшие колокольные мастерские России. Первоначально было подано 5 или 6 заявок, но не все соискатели смогли выдержать весьма жёсткие условия конкурсного отбора, заключавшиеся в том, что соискатель должен был за счёт собственных средств отлить 10 колоколов общим весом около 8 (Восьми) тонн. Не прошедшие конкурс колокола возвращались изготовителю для последующего их уничтожения, чтобы колокола-победители остались единственными и неповторимыми. В результате, на суд высокой комиссии были представлены изделия двух лучших колокольных мастерских: - подбор колоколов Общества древнерусской музыкальной культуры, отлитых на базе завода ЗИЛ и набор колоколов мастера Константина Геннадьевича Чернова.
Один колокольный набор выглядел наряднее, но звучал хуже, второй, наоборот, был не так привлекателен внешне, зато лучше звучал. Святейший Патриарх Алексий принимал во всем этом самое непосредственное участие, очень заботился о том, чтобы в Кафедральном соборе звонили лучшие колокола и, помню, как он трижды спрашивал в алтаре Успенского собора Московского Кремля о моем мнении о том, какие же колокола стоит выбрать. Трижды я сказал, что лучше взять колокола, которые выглядят скромнее, но звучат лучше. Конечно, было бы хорошо объединить качество звука и внешнюю красоту, но, к сожалению, этого не получилось.
Зимой 1995-96 года победившие колокола были развешаны на северо-восточной колокольне Храма Христа Спасителя, где пребывают и по сей день.
- А куда делись проигравшие колокола?
- Самый большой, который весит три с небольшим тонны, висит на колокольне церкви Троицы на Рязанском проспекте, кое-какие попали в Спасо-Бородинский монастырь.
- А потом?
- Зимой 1996-97 года был отлит будничный 5-тонный колокол северо-восточной колокольни, с февраля-марта по июль 1997 года были спроектированы и отлиты три тяжелых благовестника Храма Христа Спасителя – 9-тонный Великопостный, 18-тонный Святительский и 30-тонный Царский.
Те, которые руководили строительством Храма, требовали сначала отлить самый тяжелый колокол - Царский. По проекту он должен был весить 27 тонн, а получился весом чуть больше 30 тонн. Отливали его, как и выигравшие конкурс колокола, на заводе ЗИЛ. Проект внешнего художественного убранства Царского колокола принадлежит мне. Затем был отлит 18-тонный Святительский колокол и, наконец, 9-тонник Великопостный.
Надо отметить, что это был не лучший порядок отливки колоколов. Строителям было удобнее первым подвесить именно самый тяжелый колокол. Однако сложность заключалась в том, что последние колокола такого веса отливали в России в 1878 году (именно для Храма Христа Спасителя). Затем был долгий период, в течение которого даже еще в царской России, до революции, колокола весом более 1000 пудов или около того не отливали. И вот в 1997 году начали отливку с самого тяжелого колокола. Логичнее было бы наращивать вес колоколов постепенно: вначале сделать колокол весом 5 тонн, потом – 9 тонн, далее – 18 и уже увенчать производство 30-тонником. Но вышло иначе.
Вообще, те летние месяцы, когда мы находились на заводе и занимались колоколами будущего Храма, были наполнены чувством удивительного подъёма и воодушевления. Мы уходили с завода с желанием скорее прийти сюда снова. А начальник цеха, Машин Михаил Алексеевич, и вовсе там ночевал.
- Тогда на завод и приехал Патриарх Алексий?
- Да. Он приехал именно тогда, когда завершались работы над Царским колоколом и плавили металл, чтобы залить его в готовую форму. Еще когда проводились расчеты и создавался проект, все, кто работал над ним, решили, что надо будет просить Святейшего Патриарха приехать на ЗИЛ для того, чтобы помолиться и освятить начало заливки самого большого колокола Храма Христа Спасителя. Приезд Патриарха на завод вызывал много трудностей хотя бы потому, что Предстоятель Церкви – не обычный человек, а лицо государственного масштаба, так что приехать на завод он должен с сопровождающими лицами, на специальных автомобилях, которым тоже надо как-то оформить пропуска, согласовав это все с руководством завода и службой охраны.
В назначенный день перед заливкой колокола приехал Патриарх и спокойно, торжественно, величественно вошел в цех.
Проходя по цеху, я показывал и рассказывал Святейшему Патриарху и сопровождавшим его лицам о том, что цех подготовлен специально для отливки тяжелых колоколов Храма Христа Спасителя; что таких тяжелых отливок, как колокола весом 5 тонн, 9 тонн и тем более 30 тонн на ЗИЛе никто раньше не делал, потому что для автомобильного производства это просто не нужно. Затем я представил Его Святейшеству начальника цеха, Михаила Алексеевича Машина, Бориса Николаевича Нюнина, который считал профили колоколов, начальника литейного производства, и всех, кто имел отношение к отливке колоколов. На завод приехали также ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, ктитор Храма Лев Сергеевич Шаханов и многие наши близкие родные люди, с которыми мы до сих пор работаем и дружим.
Его Святейшество, по своему обыкновению, подробно расспрашивал мастеров-литейщиков о тонкостях литейного производства, об отливке колоколов.
Медь уже была загружена в плавильную печь, печь работала на полную мощность, все гудело… И под это гул начался водосвятный молебен. Святейший Патриарх спросил, можно ли окропить водой форму колокола, потому что знал, что если вода попадет внутрь формы и там встретится с раскалённой бронзой, то может быть взрыв. Ему сказали, что можно, и он обошел форму и окропил её Святой водой. Потом Его Святейшество поинтересовался, как скоро может начаться заливка. Однако никто не мог сказать точно, когда именно будет расплавлена медь и в должном количестве загружено олово. Учитывая плотный график Святейшего Патриарха, он был вынужден, не дождавшись заливки колокола, покинуть завод.
С нами в цехе остался отец Михей, ныне покойный наш старший друг, наставник, старейший звонарь Троице-Сергиевой Лавры, и тогда еще диакон Константин Кобелев.
Когда медь расплавилась, начали заливку, и струя металла, толщиной около 6-7 см, заполняла форму Царского колокола в течение 35 минут! Я стоял внизу, в литейной яме. Отец Михей с отцом Константином молились все время заливки. Отец Михей очень переживал, чтобы заливка прошла успешно, и молился, чтобы Господь благословил это дело.
- Сколько звонарей в Храме Христа Спасителя сегодня?
- Я всегда на этот вопрос отвечаю однозначно: сколько придет, столько и будет (улыбается). На самом деле, у нас есть штатные звонари и несколько волонтеров – добровольных помощников, которые помогают нам во время Великих праздничных звонов.
- А что нужно, чтобы стать звонарем Храма Христа Спасителя?
- Сразу скажу, что не нужно: музыкальное образование. Музыка и колокольный звон – это совершенно разные вещи. Музыканту нужно четко знать размер и ноты, он заранее представляет себе, какую мелодию будет исполнять. С колоколами все иначе. У нас размер определяется ритмом, в котором качается язык большого колокола и даже при большом желании этот ритм не изменишь, разве что можно начать звонить не в оба края, а в один, тогда получится в два раза медленнее. Далее, каждый колокол выдает до сорока различных частот, то есть высота звука тоже меняется. Так что звон строится ни в коем случае не от партитуры, даже не от желания звонаря, а от самого дыхания колокола. Звонарь – тот, кто умеет слушать колокол, слышать его и звонит так, чтобы дать жизнь его голосу.
Можно сравнить оперу и церковное пение: оперный певец создает красоту, церковный певчий призван быть помощником в молитве, создавать в храме молитвенное настроение. Так же и колокольный звон должен, в первую очередь, призывать к молитве, настраивать на молитвенный лад.
- Как Вы отбираете звонарей? Можно просто подойти и сказать, что хочется звонить, и Вы возьмете?
- Можно. Мы возьмем и будем к человеку присматриваться.
Человек должен быть церковным, знать, что такое церковное послушание и слушаться того, кто над ним поставлен. То есть в какой-то степени он должен отречься себя, своих личных устремлений и исполнять волю старшего по званию, но! в первую очередь – священника, потому что мы все в Церкви делаем по благословению.
К сожалению, у нас были случаи, когда приходилось расставаться с людьми, которые пытались доказать, что они лучше знают, что и как надо делать. А вообще, среди штатных звонарей Храма почти нет текучки кадров. Патриарх Алексий по этому поводу говорил, что звонить приходят чаще всего по призванию и остаются потом на долгие годы.
- Коллектив звонарей Храма Христа Спасителя и Московского Кремля – одни и те же люди. Как так получилось и что Вы делаете в большие праздники, когда нужно обеспечить звон и в Кафедральном соборе, и в Кремле?
- Исторически сложилось так, что мы начали звонить в Кремле, а потом, когда был восстановлен Храм Христа Спасителя, пришли сюда, но продолжили обеспечивать кремлёвские звоны. Так что сегодня, хотим мы этого или нет, но составляем один дружный коллектив звонарей. Надо сказать, условия звонов похожи: и на колокольне Ивана Великого, и в Храме Христа Спасителя - сверхтяжелые колокола, и гигантская ответственность в силу статуса храмов. В Кремле мы звоним уже на протяжении 20 лет, в Храме – в течение 15. В фильме флотоводец Федор Федорович Ушаков говорил так: «У меня офицеры особой выучки». Вот и у нас особые звонари. Например, мне не надо махать руками, громко кричать или что-то долго объяснять, если возникает какой-то незапланированный момент: от одного жеста сразу понятно, что нужно делать. Основное, как я уже отмечал, это послушание: человек должен четко исполнять то, что ему говорят. У нас не может быть фразы «а я думал, что так будет лучше».
- В Храме 5 колоколен: Надвратная над входом в Преображенскую церковь и 4 колокольни наверху. Как Вы умудряетесь звонить синхронно?
- Изначально звон в соборе не был синхронным. Колокольни первого храма звонили ералашно, то есть каждая в своём ритме. Так изначально пробовали звонить и мы: синхронизировали колокола северо-восточной колокольни, а в большие звонили в своём ритме. Затем, в какой-то момент получилось синхронизировать вручную два самых тяжелых колокола – Царский и Святительский. Под них мы подстроили ритм звона северо-восточной колокольни, и все 4 колокольни храма стали звонить в едином ритме, что можно слышать сегодня.
Конечно, нам бы хотелось ставить и репетировать новые звоны, но на колокольнях Храма Христа Спасителя такой возможности нет, потому что звон всегда слышен. Поэтому мы постоянно записываем наши звоны на профессиональные магнитофоны с самых разных точек, чтобы понимать, как Храм звучит и что слышат люди внизу, и потом, по этим записям, корректируем звоны.
- На что Вы ориентировались, когда создавали звоны Храма?
- По мощи колоколов и по их количеству Храм Христа Спасителя очень близок к звоннице Успенского собора Ростова Великого, поэтому мы ориентировались на ростовские звоны. Основные рисунки мы стараемся брать от старых ростовских звонарей.
Сегодня у нас есть некоторый репертуар звонов, которые мы исполняем по субботним, воскресным и Праздничным дням. На большие Праздники мы всегда разучиваем новые композиции. Например, на каждую Пасху на Крестный ход у нас звучит новый звон. Главным образом, разнообразные вариации звонов Храма Христа Спасителя можно услышать на Светлой седмице.
- Откуда Вы брали устав звонов?
- Около 10 лет назад мы предложили ключарю Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву создать устав колокольных звонов Храма, и он благословил эту работу.
Мы использовали несколько источников – «Толковый Типикон», «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, «Устав Оптиной Пустыни», «Устав Большого Успенского собора Московского Кремля».
Незапланированные ситуации обычно возникают, когда нам нужно встречать звоном Святейшего Патриарха, значимые святыни (например, Пояс Пресвятой Богородицы) или обеспечивать звон во время больших молебнов, которые были в прошедшем году. Почти невозможно предугадать, в какую именно минуту приедет Патриарх, с какой стороны он подъедет к храму. Поэтому мы стоим, ждем и смотрим наверху, а один из звонарей находится внизу рядом с отцом Михаилом. Понимая, что происходит, он звонит по мобильному или дает рукой знак, когда надо начать и закончить звон, и мы звоним по его руке.
Но надо понимать, что бывают ситуации, которые не предусмотрены уставом, в этих случаях мы всегда идем к ключарю Храма и делаем, как он благословит.
Автор сердечно благодарит Игоря Васильевича Коновалова и Константина Мишуровского за предоставленные материалы и фотографии!