Православная Финляндия: Новый Валаам. Ч 2
- Монахов не хватает - сейчас братия состоит из 8 человек, только 5 из них на месте (архимандрит Герман служит в женском монастыре Линтула, брат Серафим преподает в университете Йоэнсуу, он доктор философии, был одно время секретарем митрополита Хельсинкского, служил диаконом в Эспоо, время от времени приезжает в монастырь). Послушник Филипп учился в Париже в Свято-Сергиевском богословском институте, тоже доктор философии. Мои обязанности как настоятеля заключаются в духовном наставничестве и в проведении богослужений, во всей административной деятельности и ведении диалога с мирскими властями. Я также пишу статьи и проповеди, принимаю гостей, много езжу по стране и за рубежом, в т.ч. сопровождая архиепископа Льва. Приходилось бывать в Грузии, на Афоне, с чудотворной иконой Коневской Божией Матери я ездил в США до Аляски и в Санкт-Петербург.
Валаам - не только главная святыня православной Финляндии и объект паломничества, но и главный авторитет в вопросах веры и «поставщик» архипастырей Финской Православной Церкви. Сейчас в монастыре 5 иеромонахов, трое из четырех нынешних епископов ФПЦ - монахи Валаама. Будущее обители также видится весьма стабильным, численность братии будет расти - сейчас в монастыре около пяти молодых людей на временном послушании в качестве трудников, готовятся к принятию пострига (среди них и младший двоюродный брат настоятеля).
Подходит время службы, и мы направляемся в Спасо-Преображенский храм. В день его освящения, 5 июня 1977 года, как раз отмечалось 800-летие православия Финляндии. Белокаменный храм спроектирован в русском стиле архитектором Иваном Кудрявцевым и напоминает псковские и новгородские церкви XIV-XV вв. В планировке храма соблюдена Валаамская традиция: есть верхний храм и нижний (хотя он, строго говоря, не снизу, а пристроен слева), освященный во имя Валаамских чудотворцев Сергия и Германа, еще называемый «теплым», так как он используется для богослужений в зимнее время, когда посетителей мало. В верхнем же храме находятся главные святыни православной Финляндии: чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая прежде находилась в храме Коневского скита Валаама, и икона Валаамской Божией Матери, также с Валаама. За три дня моего пребывания в Валааме удалось посетить практически все виды служб: вечерню, утреню, всенощную, литургию, акафист. Утреннее богослужение в храме по будним дням в 6.00, по воскресеньям в 9.00, вечернее же всегда в 18.00. Тексты богослужений у нас с ними в целом совпадают, так что более-менее удавалось молиться вместе со всеми, да и финский молитвослов помогал, впоследствии можно было по нему даже петь акафист Пресвятой Богородице. Возникли, конечно, некоторые вопросы, на которые и ответил отец настоятель:
- Приятно удивил «смешанный» текст всенощной и литургии, когда некоторые части были почти целиком на церковнославянском. Принадлежит ли этот русскоязычный диакон к братии монастыря и является ли частичное употребление церковнославянского традиционным для монастырских богослужений?
- На этих выходных у нас гостит протодиакон митрополита Петербургского, а смешанные службы мы служим исключительно из-за русских посетителей, их становится все больше с каждым годом.
- Партии хора исполнялись лишь одним певчим. У монастыря нет своего постоянного хора?
- Хора своего, постоянного у нас нет, сейчас поет певчий из белого духовенства (и сами прихожане тоже участвуют), а так приезжают гостевые хоры - недавно у нас были четыре молодых человека из Хельсинки, греческий квартет из Оксфорда, хор из Петербурга.
- Прихожане подходили к Причастию во время Божественной Литургии, однако ни накануне вечером, ни утром не было видно исповедующихся.
- В 1970-х гг. совет епископов постановил, что если духовный отец благословляет, то можно причащаться без обязательной исповеди каждый раз. Прихожане монастыря (их около 40 человек в ближайшей округе, в основном это наши сотрудники) такое благословение получили - хотя, разумеется, исповедуются во время Великого Поста. В остальное время достаточно недельного поста и Последования ко Причастию. Такая же практика распространена и в Греческой Церкви.
Стоит сказать также о светской православной академии, работающей на территории монастыря. Она была создана на территории монастыря в 1986 году и с того времени проводит открытые для всех курсы (от 3 дней до 2 месяцев) по православной вере и культурной традиции, экологии, психологии и медицине, а также по некоторым практическим навыкам, как церковное пение или иконописание (курсы последнего пользуются особым спросом). Все это имеет прежде всего ознакомительную ценность, однако распорядки дня учащихся и концепция преподавания вполне подчиняются православным и монастырским нормам. Занятия ведут не только монахи Валаама, но и приглашенные преподаватели.
Три дня жизни в монастыре были совершенно новым, незабываемым опытом. Однако и здесь настала пора прощаться. Напоследок о. Сергий рассказал такую историю из своей жизни. Он проводил венчание, когда женился один его друг детства, обещал молодоженам крестить их детей. Те через какое-то время построили дом в Хельсинки, он уже собирался ехать его освящать, и как-то в разговоре выяснилось, что у пары, по заверениям врачей, не может быть детей. Тогда он пригласил супругов в обитель, приложиться к чудотворной иконе Коневской Божией Матери и помолиться ей о помощи. В этой семье еще был прадедушка, жена которого была православной - и когда о. Сергий освящал их дом, он потом подошел и сказал о своем желании перейти в православие. За ним последовали жена того друга и ее мать. И вот, сейчас у пары трое дочерей, о. Сергий сам крестил их всех в Валааме.