Демократическая Финляндия - симфония Церкви и государства?
Не каждый раз в редакции «Татьянина дня» бывают такие почетные гости, и еще реже они задерживаются в ней дольше 10 минут. Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев, предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви, приехал в Москву накануне интронизации нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Отслужив всенощное бдение в храме св. мц. Татианы, владыка Лев согласился ответить на несколько наших вопросов.
- Согласно Конституции Финляндии, Финская Православная Церковь является государственной. Что этот статус означает и предусматривает?
- Прежде всего, мы находимся на равных правах с лютеранской церковью, самой крупной в стране по числу верующих. Мы чаще употребляем понятие «национальная церковь», чем государственная. При этом у нас непосредственные отношения с государством. Финляндия - на 90 % христианская страна, и мне кажется естественным, что государственная власть поддерживает христианство. Все заседания парламента начинаются с церковной службы, День независимости также отмечается в церкви. Проводятся и экуменические богослужения. Кроме того, так как Финляндия является христианской страной, существует религиозное обучение в школах, как лютеранское, так и православное - для всех учеников на всех ступенях школьной программы. Далее можно получить богословское образование в университетах. Церковь присутствует и в вооруженных силах, в тюрьмах - везде, где потребуется, во всех государственных учреждениях.
- То есть, обе церкви, и лютеранская, и православная, одинаково участвуют в государственных церемониях?
- Да, конечно, например, в открытии и закрытии парламента. Когда принимается какой-либо закон, парламент спрашивает мнения церкви, и при подготовке закона представители церкви могут участвовать в обсуждении.
- Зарплату клирикам выплачивает государство?
- Да. Как лютеранская, так и православная церковь получает некоторую фиксированную сумму из бюджета. Напрямую клириков оплачивают приходы. Раньше государство платило епископам, но потом система изменилась, и теперь государство выдает деньги церкви в целом, и мы уже распределяем их сами по потребности.
- Храмы и территория целиком принадлежат церкви? Она не арендует ничего у государства?
- Нет, это все церковная собственность, но государство, безусловно, выделяет средства на важные культурные памятники и на особо крупные восстановительные или реставрационные работы.
- Это правда, что если родители хотя бы одного ребенка изъявляют желание, чтобы он изучал закон Божий в школе, государство обязано предоставить ему такую возможность?
- Да. Скажем так, что если в целом городе всего три ученика хотят получать религиозное образование, этого достаточно.
- И этот предмет не будет ничем отличаться от прочих - оценки, экзамены, запись в аттестате?
- Ничем совершенно.
- Ситуация в армии аналогична? Так же по желанию солдат у них будет в части православный священник?
- Да, у нас есть армейские клирики.
- Их много?
- Довольно-таки. Меньше, чем лютеран, но все же достаточно для духовного окормления солдат.
- Существует ли какое-то территориальное распределение - т.е. в этом районе страны православных (и вообще православных и, следовательно, священников) служащих больше, в другом - меньше или почти нет?
- Ну, разумеется, так как на юге страны вообще плотность населения больше, то и православных центров там достаточно, но сейчас ситуация быстро меняется в силу притока эмигрантов из традиционно православных стран, с разными языками и культурами. Сейчас в храмах нашей страны службы ведутся более чем на 10 языках: финском, шведском, английском, церковнославянском, греческом, румынском, эстонском, карельском и других. Приходские священники у нас тоже далеко не всегда финны.
- Прямо международная церковь получается. Вы уже сказали про богословские факультеты университетов. А есть ли в Финляндии чисто духовные высшие учебные заведения - семинарии, академии?
- Есть один университет, в котором есть чисто православное отделение - это университет Йоэнсуу.
- Там и готовятся диаконы и священники?
- В том же городе есть еще семинария. Не все, кто изучает богословие, потом становятся священнослужителями, но если они идут на богословский факультет и потом в семинарию, то они потом направляются на приход. В том же университете можно выучиться еще и на преподавателя закона Божия в школе, регента церковного хора. Иконописцев готовит наше собственное народное училище в Нововалаамском монастыре.
- Есть ли связи с русскими семинариями и духовными академиями?
- Конечно, в том числе и обмен учащимся.
- В прошлом году шли разговоры о подготовке некоей программы под названием «Ищущая церковь» ("Etsivä kirkko"), предусматривавшей меры по дальнейшему развитию финской православной церкви до 2020 года...
- Да, мы планируем на перспективу, готовим долгосрочную стратегию.
- А что является ее стержнем и главной целью?
- Прежде всего, это стремление осознанно идти вперед и смотреть вперед, по возможности точно все планируя и предусматривая. Это и помощь в построении приходской жизнедеятельности - и в физическом смысле строить нужно много (церкви, часовни), и в духовном.
- Церковь названа «ищущей» - она что-то ищет?
- Имеется в виду, что мы нацелены на рост, и церковь хочет постоянно расти.
- Несколько личный вопрос, который будет, наверное, интересен нашим студентам-лингвистам: вы являетесь также председателем Общества карельского языка (Karjalan kielen seura; архиепископ Лев сам является карелом по национальности - прим.авт.). Каковы главные задачи этого общества? Достигло ли оно каких-либо успехов в своей деятельности?
- Главная цель - распространение и преподавание живого карельского языка. Он существует на карело-финских землях уже более 2000 лет. Среди успехов - с этого года открыта специальность по карельскому языку в университете Йоэнсуу. Мы перевели на карельский язык все 4 Евангелия и Псалтирь, они также изданы как аудиокниги (начитанные самим владыкой Львом - прим. авт.), готовится издание всего Нового Завета на карельском.
- Финская Православная Церковь среди других Церквей известна как в наибольшей степени воплотившая демократические принципы в своей организации. Насколько велика роль мирян в решении церковных проблем?
- Она достаточно заметна. В Церковном Собрании мирян ровно половина. Они непосредственно участвуют во всей церковной законодательной и управленческой деятельности. Принципиальные канонические вопросы все же находятся в ведении Совета епископов.
- Также финская церковь - единственная, которая празднует Пасху по новому стилю. Влияет ли это на отношения с другими Поместными Церквами?
- На практике практически никак не влияет. Все понимают, что это вопрос сложившейся исторической ситуации, вопрос математический или политический, но никак не вопрос спасения души.