"Антихрист" по имени Николай
О религиозных воззрениях одного из самых известных представителей советской власти существует довольно много источников. Прежде всего, это автобиографический роман «Времена», который был написан Бухариным в сталинских застенках, незадолго до расстрела в 1938 году. Бухарин рассказывает о том, как в детстве потерял веру. Причиной этого стало лицемерие родителей и их неспособность рационально объяснить растущему сыну, например, догмат о Троице. При этом герой романа говорит, что «Христос был хороший. Почему верующие в него делают все наоборот?». Нетрудно заметить, Бухарин передает типичный подростковый кризис веры, через которые проходили, проходят и будут проходить многие люди. Причиной этого кризиса стало несоответствие повседневной жизни верующих высокому идеалу христианства.
У Бухарина осознание этого противоречие привело к бунту против Бога. В 11 лет после притворной исповеди у священника, он подошел к Причастию, но не принял в себя Тело Христово, а публично «причастил» индюка на церковном дворе. В школьном возрасте Николай прочел «Лекцию об антихристе» Владимира Соловьева, которая так его поразила, что Бухарин стал считать себя антихристом. Он стал исчислять цифровое значение своего имени и осторожно «выпрашивал у матери, не блудница ли она, так как вычитал, что антихрист должен был родиться от блудницы». Постепенно юношеский протест стал облекаться в печатную форму, и в 1918 году на свет появляется единственная специальная работа Бухарина на религиозную тему «Церковь и школа в Советской республике».
Эта брошюра представляет собой весьма грубую агитку, из который читатель может узнать, что слово «Бог» происходит от слова «богатый», что религия возникла из почитания «умерших богатеев», что Церковь необходима для подавления трудящихся, поскольку учит людей покорности любой власти, что почитание тех или иных святых лишь всего лишь отражение земной практики почитания чиновников, каждый из которых специализируется в определенной области, подобно тому, как одни святые в народном сознании помогают в одних обстоятельствах, а другие в других.
Однако текст Бухарина отличается от других антирелигиозных выпадов того времени. Помимо традиционных попыток обвинить Церковь в контрреволюции, а священников в одурачивании народа, в брошюре есть очень сильные выпады: «Есть такой яд – опиум. Когда его курят, тогда видят сладкие сновидения: лежишь себе словно в раю. Но зато его действие сказывается и в разрушении здоровья: человек мало-помалу становится тихим идиотом. Тоже и с религией…с Церковью нужно поступить так (ранее автор сравнивает храмы с заведениями для курения опиума, которые не могут содержаться за счет государства. – А.З.) нужно лишить попов…всяких пособий со стороны государства: пусть верующие, если желают, кормят их за свои деньги балыком и семгой, до которых отцы святые такие большие любители».
Стоит отметить, что до конца своих дней автор «Азбуки коммунизма» сохранил твердое убеждение в том, что религия – удел отсталых, некультурных людей, которые не могут или не хотят найти рациональное объяснение всему, что происходит в мире. При этом Бухарин не слишком верил в то, что влияние Церкви на народ можно уменьшить только просвещением и приобщением человека к «передовым» идеям коммунизма. Человек, упрекавший Церковь в том, что она представляет собой институт подавления народа, в 1929 году в официальном докладе на антирелигиозном съезде заявлял: «Старая религиозная рухлядь должна быть разрушена. Религия должна быть взята в штыки». Это был прямой призыв к органам ОГПУ и партийной верхушке усилить гонения на веру, поскольку доклад Бухарина отражал официальную точку зрения ЦК ВКП(б) и фактически отражал точку зрения Сталина. (Сталин потом раскритиковал бухаринский доклад, но это было частью его игры по отстранению Бухарина от власти).
Реакция на призывы уничтожения «религиозной рухляди» не заставила себя ждать. С начала 30-х годов усиливаются гонения на Церковь, проводятся массовые кампании по переплавки колоколов, массово закрываются и уничтожаются храмы, арестовываются и расстреливаются епископы, священники и миряне. Церковь, как и крестьян, пытаются удушить в рамках проводимой коллективизации. Но механизм уничтожения, созданный большевиками в конце 30-х годов прошлого столетия, обрушился и на самого Бухарина. Уже находясь в тюрьме, незадолго перед расстрелом кандидат в антихристы пишет письмо Сталину, в котором просит его о снисхождении: «Если меня ждет смертный приговор, то я заранее тебя прошу, заклинаю прямо всем, что тебе дорого, заменить расстрел тем, что я сам выпью в камере яд (дать мне морфию, чтоб я заснул и не просыпался). Для меня этот пункт крайне важен, я не знаю, какие слова я должен найти, чтобы умолить об этом, как о милости: ведь политически это ничему не помешает, да никто этого и знать не будет. Но дайте мне провести последние секунды так, как я хочу. Сжальтесь! Ты, зная меня хорошо, поймешь. Я иногда смотрю ясными глазами в лицо смерти, точно так же, как — знаю хорошо — что способен на храбрые поступки. А иногда тот же я бываю так смятен, что ничего во мне не остается. Так если мне суждена смерть, прошу о морфийной чаше. Молю об этом…».
Молитва обличителя «опиума для народа» осталась без ответа. Николай Бухарин был расстрелян, как участник «заговора», направленного против Сталина и партии. Человек, ребенком полагавший, что он антихрист, по иронии истории был расстрелян за то, что якобы решил свергнуть новых «богов». Правда, в роли «божества» выступал бывший семинарист Джугашвили, но у каждой эпохи свои герои.