Стоит ли христианину вступать в партию «против», или О пользе посещения митингов
В декабре 2011 году ситуация несколько отличается от февраля 1917 года, но есть одна общая, очень опасная черта, которая роднит эпохи. Сейчас в нашей стране, даже среди православных христиан, очень сильна партия «против». Порой они даже не могут четко объяснить, против чего именно они против.
В отечественной истории и до событий ХХ века были сотни примеров, показывающих несбыточность мечты членов партии «против» и страшные последствия победы этого движения. Первые русские святые Борис и Глеб отдали свою жизнь ради того, чтобы в 1015 году не устраивать междоусобной борьбы со своим братом Святополком Окаянным, который после смерти князя Владимира вероломно захватил Киев и стал «нелегитимным» правителем Киевской Руси. Борис и Глеб не просто отказываются поднять руку на захватчика власти, но и не сопротивляются убийцам, подосланным Святополком. Конечно, это почти недостижимый идеал святости, а реальная жизнь многих правителей состояла из взаимных убийств, изгнаний, ослеплений, насильственных пострижений в монахи и бесконечной борьбы за власть. Если накал страстей и желание занять место главного «политического деятеля» страны становилось главной движущей силой византийской, древнерусской и любой другой политики, то последствия не заставляли себя ждать. Византия была уничтожена в 1453 году, на Руси был период феодальной раздробленности, который закончился несколькими столетиями монголо-татарского ига, в XVII веке Русь переживала Смутное время, причинами которого также было отсутствие объединяющего начала, и желание во что бы то ни стало свергнуть Бориса Годунова и последующих временщиков.
К счастью, в России почти всегда находились люди, призывавшие в накале политических страстей не забывать о главном – христианской любви, способности услышать другого и избежать кровопролитий. Православные святые почти всегда представляли собой партию «за». Это не означает, что Церковь поддерживает любую действующую власть и закрывает глаза на то, что творится в стране. Незадолго до своей смерти в 1074 году преподобный Феодосий Печерский вмешался в конфликт трех князей – сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода. В 1073 году Святослав Черниговский захватил Киев, изгнав оттуда старшего брата Изяслава. Феодосий Печерский пишет Святославу «эпистолию», в которой сравнивает поступок нового Киевского князя с убийством Каином Авеля и предательством Иуды. Игумен Печерского монастыря и в личных беседах просит князя Святослава вернуть престол брату и добивается определенных успехов, несмотря на то, что новый киевский князь совсем не расположен делиться властью или добровольно уступать захваченный Киев.
Святитель Тихон, Патриарх Московский, призывал власти к миру в куда более драматичной ситуации: в своем послании, приуроченном к годовщине Октябрьского переворота 1917 года, он просил большевиков прекратить насилие над народом и Церковью и грозил отлучением от Церкви, но при этом не выступал конкретно против новой власти и не призывал к ее насильственному свержению. Более того, в самый драматичный момент Гражданской войны, когда судьба новой власти в буквальном смысле слова висела на волоске, а в распоряжении белых была почти вся территория России, патриарх Тихон обратился к народу с призывом не участвовать в братоубийственной войне и прекратить всякое кровопролитие. В ХХ веке Русскую Церковь и митрополита Сергия многие упрекали в том, что он пошел на недопустимый компромисс с советской властью, однако этот компромисс был продиктован самой логикой отношения христиан к светской власти. Для христианина несвойственно бежать со знаменем на баррикады или участвовать в митингах протеста, если только ситуация в стране не угрожает уничтожением государства или Церкви. В 20-е годы прошлого столетия христиане защищали Церковь и веру иногда ценой своей жизни, но при этом их протест был направлен не против государственной власти как таковой, а против нарушения правителями прав верующих и собственных принципов отделения Церкви от государства и невмешательства во внутренние дела религиозных конфессий.
Уже в новейшей истории, в трагические дни октября 1993 года Церковь выступала в роли примирителя общества, а не поддерживала ту или иную сторону конфликта. В наши дни патриарх Кирилл неоднократно говорил о том, что одна из задач Церкви - объединять общество, несмотря ни на какие политические разногласия. Конечно, христианин может иметь свои политические пристрастия и ходить на разрешенные митинги, но все-таки для верующего человека очень странно быть членом партии «против». Когда–то митрополита Антония Сурожского спросили, должны ли церковные иерархи выступать с политическими заявлениями. Владыка Антоний, который защищал таких разных людей, как Александр Солженицын или митрополит Николай (Ярушевич), ответил, что у православных не хватает «прошколенности» для того, чтобы делать политические заявления.
В нашей стране очень многим людям не хватает этой прошколенности, способности вести диалог и искать компромиссы, а потому стоит подумать, будет ли их появление на митингах способствовать умножению любви. Не является ли агрессивно настроенная толпа проводником некой персонификации зла, попыткой объяснить все беды и неудачи вмешательством внешних сил, которая свойственна любым политикам и многим людям, поскольку она позволяет уйти от ответственности за содеянное и переложить ее на плечи другого человека. Разумеется, все это относится и к власти, которая не слушает своих граждан и объявляет человека с другим мнением оппозиционером или преступником. Диалог необходим с обеих сторон. Если человек не готов искать позитивные формы разрешения конфликта, может быть, лучше посвятить выходной день походу в Церковь, в музей, в кино или на каток, как советует отец Максим Козлов, который «всем митингующим в сердце своем желал, чтобы все они делали вместе с Богом, а не против Него, молился об умирении озлобленных, о вразумлении неразумных».