«Адмирал»: отсекая всё
лишнее
Александр Колчак - фигура легендарная. О нем до сих пор спорят историки. Какова была его роль? Большевики упрекали его за белый террор в Сибири, этот период потом закрепился в отечественных монографиях под словом «колчаковщина». Либералы же напротив, говорят, что он не дожал, не подчинился своим. Книги, статьи в энциклопедиях об Александре Васильевиче пестрят противоречивыми фактами, но этих противоречий совершенно нет в фильме. Колчак - совершенно одиозная фигура. Благороден, как герои не слишком честных романов, уверен, дерзок. Таким его пытаются изобразить создатели фильма. Судя по всему, метят в герои.
С революционных фотографий на нас смотрит суровый человек. Сухое безэмоциональное лицо со складочкой между бровей выдает непростой характер адмирала. Не эти ли приметы результат внутренних бурь и стычек с действительностью? Но в «Адмирале» все думы главнокомандующего скрыты от зрительских глаз. Даже сложная ситуация, царившая в то время в рядах белого движения, фиксируется режиссером вскользь, без подробностей. Главные враги белогвардейцев - большевики выглядят настоящими злодеями без принципов и, каких бы то ни было, целей. Жаждущими только кровавой расправы. Возможно, что все было именно так, но в любом историческом деле есть подводные течения, споры, неразрешимые вопросы, узнать о которых так хочется именно сегодня.
Мало кто знает и помнит, что Александр Васильевич был еще и полярником, исследователем. Он несколько раз участвовал в опасных экспедициях по Северному Ледовитому океану, изучал морские волны и виды ледниковых отложений. Его работы дошли до нас, и многие ученые не раз говорили, что Колчак был, прежде всего, ученым, а потом уже военным. С одной из экспедиций связан драматический момент в жизни А. Колчака, но фильм об этом случае умалчивает.
Главную партию исполнил Константин Хабенский. После многочисленных ролей актера в самых разнообразных фильмах, с удивлением воспринимается его командирский тон в «Адмирале». Не то чтобы из Хабенского получился плохой Колчак, но почему-то странно видеть, как беспрекословно ему подчиняются моряки и другие военные. Не хватает Хабенскому силы грозного русского командира, волевого запала. В этом смысле гораздо убедительнее выглядит его соратник генерал Капель, роль которого исполнил Сергей Безруков, или соперник адмирала, муж Анны Тимиревой, Сергей (Владислав Ветров). В обоих артистах помимо воли присутствует внутреннее благородство белых офицеров, которое, судя по всему, стремились передать создатели фильма. Это заметно и в манере держаться, в жестах, в мимике героев, хотя они здесь на вторых ролях.
Если условно разделить фильм на сцены войны и мира, то когда стихает бой пушек, наступает время любви, а значит материй тонких. Офицеры посещают балы, общаются с друзьями и родными, ослабляют воротники своих мундиров. Красивые девушки нередко кружат голову военным. Вот и Александр Васильевич Колчак влюбляется в жену своего коллеги Анну Тимиреву. Лиза Боярская, которая выступает в роли роковой женщины, ставшей последней любовью адмирала, не выглядит ни роковой, ни последней. А ведь по фильму Колчак ради нее оставил жену и ребенка. К тому же по достоверным историческим свидетельствам, Анна Васильевна была женщиной очень образованной, умной, профессионально занималась живописью, писала стихи, интересовалась политикой, играла важную роль в светской жизни общества тех лет. Ничего этого в фильме мы не увидим. Перед нами будут блестеть глаза и губы Лизы Боярской, её многочисленные шляпки и платья будут мелькать и исчезать в пространстве кинополотна. Но мнение об её уме и характере, к сожалению, составить нам не удастся. Даже тот факт, что Тимирева следует в Сибирь за Колчаком, а потом добровольно принимает арест, в фильме выглядит так, словно эта молодая девушка со слегка истерическими наклонностями пытается что-то кому-то доказать. Настоящая же Анна Тимирева в заявлении о реабилитации писала так: «Я была арестована в поезде адмирала Колчака и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его, и была с ним близка, и не могла оставить этого человека в последние дни его жизни. Вот, в сущности, и все».
В сущности же близость героев до крайности целомудренна. И в этом достоинство фильма. Влюбленные обращаются друг к другу исключительно по имени и отчеству. Пишут письма без надежды на ответ, отвержено смотрят в глаза будущему и за два часа действия киноленты едва ли решаются на поцелуй. С одной стороны это и разочарование для зрителя и большая удача. Потому что, где ещё сегодня увидишь такое бережное отношение друг к другу?
Супруга Колчака Софья (Анна Ковальчук), которая появляется в фильме эпизодически, выступает в своей роли гораздо красноречивее соперницы. Её фраза: «Я все пойму, держать тебя не буду» и глаза полные отчаяния и слез, целиком создают образ обманутой страдающей жены. Хотя конечно, этой семейной линии фильма не хватает завершенности, поскольку ничего больше об отношениях, сложностях и поисках выхода мы не узнаем. Так что мир в «Адмирале» краток и невыразителен.
Война выписана эмоционально сильнее. Надо отдать должное оформлению кинокартины. Для съемок специально была построена модель колчаковского боевого корабля в натуральную величину. Все батальные сцены, происходящие в море, действительно погружают зрителя в атмосферу беспощадного боя. Но этим режиссер словно заманивает зрителя на первых минутах, а потом не предоставляет достойной по силе страха альтернативы. Даже финальные сцены в камере лишены того напряжения, которое присутствовало в начале фильма. Историческая достоверность тоже где-то затерялась. Колчака допрашивали и пытали почти больше двух недель, а только потом учинили расправу. Но это осталось за кадром.
Скоро на телеэкраны выйдет сериал об Александре Колчаке, возможно, что он получился подробней и достоверней своего двухчасового брата.
И хотя объять необъятное нельзя, но если уж создатели фильма обратились к такой важной и сложной странице российской истории, то могли бы и лучше продумать сценарий «Адмирала».