Размышления о национальной элите. Ч. 1
В каждом народе есть люди, являющиеся носителями ценностей национальной культуры, его исторической памяти. Эти люди объединяют нацию и руководят ей, направляют ее на путях исторического развития. Они являются лучшими в политике, искусстве, науке, литературе, военном деле и других сферах. Эти люди являются душой, сердцем и мозгом страны. Они и есть национальная элита. Именно поэтому во все времена, чтобы покорить, народы завоеватели уничтожали или ассимилировали их лучших представителей. Так поступили, в частности, большевики, поставившие своей целью полное уничтожение или порабощение всех мыслящих, талантливых или просто чем-то положительно выделявшихся людей старой России, будь то армейские офицеры или университетские профессора, промышленники или инженеры, потомственные дворяне или священники. Смысл их репрессий состоял в целенаправленном уничтожении элиты России, чтобы лишить нацию носителей ее идентичности, ее деятельного начала. Потому что человек без национального самосознания, не ощущающий своего единства со всем народом и с его культурой, лишенный, в конце концов, исторической памяти является великолепным материалом для любого рода государственных экспериментов. Он перестает быть личностью и превращается в то, что учебниках по праву называют "существом биопсихосоциальным".
Таким образом, основным условием выживания нас как нации является непрерывная передача из поколения в поколение накопленного веками "багажа" нашей культуры, истории, нашего своеобразия. И без аристократии, не в смысле кровнородственном, а аристократии духа, то есть без лучших наших представителей, мы обречены на медленную потерю своей самобытности, на растворение в культуре других народов. Представьте себе, что в России не было бы ни классической литературы XIX - ни Пушкина, ни Гоголя, ни Достоевского, ни Чехова, ни Толстого, а все писатели и поэты перешли бы, например, на немецкий язык и начали писать на нем не о нашей стране и не о русских людях, а допустим, о баварцах или тирольцах, посвящая свои произведения королю Фридриху-Вильгельму IV или императору Францу-Иосифу. Представьте, что службу в церкви перевели бы на немецкий язык, или оставили бы на русском, но православие заменили бы лютеранством. Представьте, что художник Тропинин писал бы не русских крестьянок, а семьи саксонских бюргеров; Васнецов - не на тему русских сказок, а Песни о Нибелунгах. Кем бы мы стали через сто - двести лет? Ответ очевиден - немцами. Человеку всегда было свойственно стремление к высокому и прекрасному, и если он не находит проявлений этого высокого в своей культуре, он обращается в другие.
Именно поэтому уничтожение, изгнание или подавление коммунистами большинства представителей русской национальной элиты неимоверно ослабило русских как нацию, а запрет на познание подлинной культуры и истории своей страны, кроме той лжи, которую насаждало советское государство в школах, привело к исчезновению значительной части подлинно русских людей. Их старались заменить искусственными советскими людьми, без национальной культуры и без исторических корней. Выдвинулась и новая элита - советская, выпускники партшкол и рабфаков.
Разрыв в многовековой преемственности элиты России обратился истинной катастрофой. Русские, даже освободившись от гнета большевиков, не смогли обрести себя. Мы до сих пор живем в советском государстве, населенном в большинстве своем советскими людьми, управляемыми прежней советской элитой.
Начавшийся в 1980-е годы поиск своей самобытности привел не только к таким положительным явлениям оздоровления страны, как интерес людей к прошлому своей семьи (рода), к истории России и СССР, моде на все дореволюционное, возвращению на телеэкраны и театральные подмостки нового прочтения русской классики, но и, к сожалению, породил такие пороки, как нацизм, расизм, религиозный экстремизм, массовое возрождение языческих верований. По сути, все перечисленные явления имеют один корень - желание вновь стать русскими. Причина болезненного отклонения в возрождении русского народа заключается в отсутствии национальной элиты, непререкаемых авторитетов, способных направить этот процесс в правильное русло спасения. Видных представителей русской элиты можно сейчас перечислить всего на одном листе бумаги, но и то большинство из них было долгое время элитой советской, и доверие к ним,. особенно среди радикально настроенной молодежи, невелико.
Итак, полагаю, что вполне очевидна сама необходимость воспроизводства - преемственности национальной элиты, но каковы его механизмы? Существует несколько путей. Наиболее верный из них: от родителей к детям - путь, проделанный благородным российским дворянством. Когда человек по тем или иным своим заслугам достигает статуса представителя элиты, перед ним всегда встает выбор. Он может остаться единственным представителем своего рода, достигшим такого уровня. Или же он может воспитать своих детей на тех ценностях, которые сделали его элитой, может всемерно развивать в них лучшее и прекрасное, и тогда его дети, имея в качестве стартовой площадки уровень своего родителя, могут подняться еще выше по лестнице своего духовного и интеллектуального развития. Так рождались великие династии, древние роды, начинавшие когда-то с малого, но возвысившиеся до значительных высот, роды, трепетно хранящие историю предков, уважение и верность своим корням, своей фамилии, и своей стране, которой служили веками.
Примеров этого пути немало. Большинство славных дворянских родов начинали в свое время с какой-то выдающейся личности невысокого происхождения, но высокого ума и духа. Так же и многие русские промышленные династии: Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Прохоровы и многие другие "киты" делового мира старой России происходили из обыкновенных крестьян, но поколения постоянного роста сделали из них не только великих промышленников и банкиров, но и ценителей искусства, меценатов, ученых.
Существует и другой, не менее древний, чем первый, путь воспроизводства элиты: путь школ искусств, научных, философских, военных и т. п. Центром такой преемственности элиты является уже не семья, а научное или учебное заведение, будь то школа Платона, или британский колледж, средневековый немецкий университет или русское юнкерское училище. Великий русский ученый, основатель Московского Математического общества при Московском университете Август Юльевич Давидов (1823 - 1885) дал великолепную характеристику этому явлению: "Связь учителя с учениками - это связь прошедшего с настоящим и будущим, связь, в которой зиждется тайна всего человеческого прогресса. Чем прочнее эта связь, чем искреннее она и правдивее, тем безошибочнее общество идет по пути своего развития". Это очень важные слова. Именно искренность, правдивость и безошибочность - являются характерными качествами национальной элиты. Они характеризуют ее профессионализм и ответственность за судьбу страны и народа, из которого происходят представители этой элиты, и над которым их возвысил Господь.
Иллюстрация к аннотации: keyofkingdom.narod.ru
Продолжение следует...