На Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Спаситель наш, возлюбленные, ныне рождается, возрадуемся!
Ибо нет места печали, когда обретает рождение та Жизнь, которая, изгнав страх смерти, одаряет нас веселием обетованного бессмертия. Никто не отстраняется от участия в этом ликовании, у всех единое основание для радости - Господь наш, победитель греха и смерти, Который, не найдя ни единого свободным от вины, пришел для искупления всех людей. Да ликует праведный - близка его награда. Да радуется грешный - предложено ему прощение. Ибо Сын Божий в устроение полноты времен (Еф. 1, 10), как то и было установлено превосходящим всяческое разумение величием Божественного замысла, восприял человеческое естество ради примирения твари со своим Творцом, дабы виновник смерти, диавол, был побежден чрез то же естество, над которым он прежде одержал победу. В этой борьбе, нас ради предпринятой, сражение идет по величественному и дивному закону равенства: Всемогущий Господь, вступая в брань с жесточайшим врагом, облекается не в Свое величие, но в нашу уничиженность, предстает ему в том же образе и естестве, что и мы, однако у Него оно хотя и причастно смерти, но лишено всякого греха.
Естеству Господа чуждо то, что говорится обо всех людях: никто не чист от скверны, даже и ребенок, жизни которого один день (парафраз Иов 14, 4). В сем же беспримерном Рождестве ничто не происходило ни по вожделению плоти, ни по закону греха. Избирается Царственная Дева рода Давидова, Которая, зачав священный Плод, восприняла Сына Божия более душой, нежели телом. И чтобы, по неведению Божественного замысла, не убоялась Она необычайности результата действия в Ней Духа Святого, дается Ей знание о нем через ангельское благовестие. И не считает это потерей целомудрия Та, Которая вскоре станет Матерью Бога. Да и почему Ей, Которой силой Всевышнего дано обещание, не надеяться на необычайность зачатия? Упование Верной укрепляется еще и свидетельством предшествовавшего чуда, когда нежданное плодородие было даровано Елизавете: да не будет сомнения, что Тот, Кто дал плод бесплодной, даст и Деве.
Итак, Слово Божие, Бог, Сын Божий, Который в начале был у Бога, чрез Которого все начало быть и без Которого ничего не начало быть (Ин. 1, 1-3), ради искупления человека от вечной смерти Сам стал человеком, приобретая новое и не теряя прежнего. Он преклонился к принятию нашей уничиженности без умаления Своего величия. Он сочетал подлинный образ раба с тем образом, в котором Он равен Богу Отцу, связав их оба таким союзом, что ни земной не поглощает прославление Божественного, ни Божественный не умаляет принятие земного. Таким образом, когда свойства того и другого естества неврежденно сохраняются и сочетаются в одно Лицо, тогда величие воспринимает уничиженность, сила - немощность, бессмертие - смертность, тогда бесстрастное естество соединяется с естеством, подверженным страданию, тогда истинный Бог и истинный человек обретают единство в Господе Иисусе Христе, как это требовалось для нашего искупления. Он, единый посредник между Богом и человеками (1 Тим. 2, 5), мог умереть как человек и воскреснуть как Бог.
Итак, Рождение Спасителя ничуть не нарушило чистоты Девы, ибо стражем целомудрия стало явление Истины. Таково Рождество, возлюбленные, подобало Христу, Божией Силе и Божией премудрости; в нем Он уподобился нам в уничиженности и превзошел в Божественности. Если бы Он не был истинным Богом, не принес бы искупления, если бы не был истинным человеком, не представил бы примера для следования. Поэтому при Рождестве Господа ликующими ангелами воспевается слава в Вышних Богу и возвещается на земле мир людям доброй воли (Лк, 2, 33). Ведь им, ангелам, дано видеть Небесный Иерусалим, составляемый из всех народов вселенной. Сколь же великое ликование об этом деле непостижимого Божественного милосердия подобает питать уничиженности человеков, когда таковую радость возглашает горнее воинство ангелов?! Так принесем же, возлюбленные, благодарность Богу Отцу, чрез Сына Его, в Духе Святом за то, что Он, по великой Своей милости, возлюбил нас, сжалился над нами и, когда мы были мертвы по преступлениям, оживил нас со Христом (Еф. 2, 5), дабы мы стали в нем новой тварью и новым созданием. Отложим поэтому прежнюю жизнь ветхого человека (Еф. 4, 22) и, приобщившись таинству Рождества Христова, отречемся от дел плоти. Вспомни, христианин, достоинство свое и, сделавшись причастным Божественному естеству, не возвращайся из-за дурной жизни к прежнему нечестию. Вспомни, Чьей главы и Чьего тела ты являешься членом. Помысли, как ты, вырванный из власти тьмы, был возведен в Божий свет и Божие Царство. В Таинстве Крещения ты сделался храмом Духа Святого. Не изгоняй Сего великого Обитателя неправыми деяниями и не подчиняй себя вновь рабству диавола, ибо выкуп за тебя - Кровь Христова, ибо судом истины будет судить тебя Тот, Кто искупил тебя по Своему милосердию и царствует со Отцом и Духом Святым во веки веков. Аминь.
Перевод протоиерея Максима Козлова
Журнал Московской Патриархии, 1987, № 1