Слово на Рождество Христово: Войти в радость Божией Матери
Для нас отверста небесная дверь. Мы призваны войти в радость Богоматернюю, зажечь сердце наше от Ее любви. Она — человек, как и мы человеки, и Она держит на руках Еммануила. Нет иного пути к радости, как любовь, и нет другого пути любви, как через самоотдание: да явится душа наша, по образу Рабы Господней, да в ней совершится чудо любви. И она осенится Духом и станет богорождающей, и в ней родится Христос.
Се Дева во чреве приимет и родит Сына и наречет имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог.
С нами Бог! Не приблизился только и не открылся лишь с высоты, но пребывает с нами, среди нас, как один из нас, Человек, Бог и человек, Еммануил. Он предлежит ныне в яслях в пещере, мы приближаемся к ней, чтобы поклониться Ему, возрадоваться Его пришествием. Нет и не может быть для человека большей радости, нежели уведать Еммануила, Бога и Человека, Богомладенца. Сие есть радость совершенная, подаваемая Духом Святым в сердца наши. Но радость совершенная есть радость Богоматерняя, осененная Духом Святым, есть Сам Дух Святой и сама ипостасная Любовь, есть любовь Богоматери к Богомладенцу. И если мы можем внити в пещеру Вифлеемскую, то нам надо приобщиться к любви Богоматери, к Ее радости, которая есть радость Рождества Христова.
Пречистая от Своего рождения предназначена была к его чаянию. Она носила это чаяние Богоявления Христова в сердце как Свою личную тайну, в беспредельной самоотданности любви. Она любила Его, еще не зачавшегося, уже до Благовещения. Она возлюбила Его по-новому в Благовещении, силой любви в Духе Святом, Его наитием. Раба Господня зачала Его во чреве, и днесь приемлет Рожденного, на землю пришедшего, в Ее руках трепещущего, живого Младенца: «Родила — и спеленала Его» (Лк. 2,7) своими руками и «положила в ясли».
Как трепетна эта любовь к Еммануилу, Богу и Человеку, любовь от твари к Творцу, но и от человека к со-Человеку, от Девы-Матери к Сыну Младенцу. Влагает Церковь в уста Девы-Матери дивные слова этого трепета: «Носиши Адамов зрак, во образе Божий сый всесовершенный, и хощеши руками держатися, всю тварь содержа силою Твоею, чистая пренепорочная провещаваше глаголющи: како Тя пеленами повию яко младенца, како сосцами питаю Тя, всяческая питающего, како Твоей паче ума нищете удивлюся, како Тя Сына моего нареку, раба Твоя ныне сущи. Пою, благословлю Тя, подающего миру велию милость!»
Но трепет побеждается любовью, ибо совершенная любовь побеждает страх. Он превозмогается радостью любви. Эта любовь Девы-Матери к Младенцу и творения к Творцу расширяется в любовь всего человечества, любовь Церкви к Главе, к Жениху брачного чертога. Это есть вселенская, всеобъемлющая любовь, которая доступна человеческому сердцу как радость совершенная.
Такая любовь не вмещается в слово, она немотствует, в себе замкнутая. Безмолвствует Пречистая в молчании святой ночи, но слышит сердце, ведающее звучание радости любви совершенной во вселенной, во всех мирах, во всей твари. Гремит она в мире ангельском, воспевают в небе воинства бесплотных песнь хвалебную: слава в вышних Богу! И отзывается она в сердцах человеческого смирения: пастыри приносят Матери весть о небесной славе. И просиявают высокие умы, достойные зреть звезду на востоке и ею водиться к поклонению Царю Небесному в образе Царя Иудейского, к принесению Ему полноты даров человеческих. Открывается радость вселенной о Родившемся в пещере, и, безмолвствуя, Мария «слагает все слова сии в сердце своем» (Лк. 2,19). Молчит ее невыразимая в слове радость, ее невместимая в мире любовь.
И в свете этой любви, в сиянии этой радости истаевают земные угрозы, незрима земная бесприютность: скудость яслей и убогость пещеры, земная стужа и холод сердец, равнодушие и злоба человеческая. Не призрак ли это, когда в яслях лежит в пеленах Еммануил, с нами Бог!
И мы приближаемся к радости вифлеемской, опыленные прахом земли, в страхах ее и заботах, испуганные и изнуренные, с душою, остылою в долготе и холоде зимней ночи. Как нам забыть себя самих, стряхнуть с души прах земли? Как войти в пещеру, чтобы озариться светом ее, человекам приблизиться к Богочеловеку? Но для нас отверста небесная дверь. Мы призваны войти в радость Богоматернюю, зажечь сердце наше от Ее любви. Она — человек, как и мы человеки, и Она держит на руках Еммануила. Нет иного пути к радости, как любовь, и нет другого пути любви, как через самоотдание: да явится душа наша, по образу Рабы Господней, да в ней совершится чудо любви. И она осенится Духом и станет богорождающей, и в ней родится Христос. Сердце наше будет ясли вифлеемские, земной престол Царя Небесного. Пред кротким Его величием рассеются земные страхи и тревоги. Буйство страстей затихнет, послушное духу, как те смиренные животные в пещере Вифлеема у яслей Младенца. В уме воссияет «свет разума», в сердцах простота и смирение пастырей, в душе прозвучат небесные звоны, песнь славословия. Растают темные тени, умолкнут сомнения о равнодушии и враждебности мира. Что до него, когда в сердце несем мы высшую достоверность, когда во тьме сидящим воссиял свет присносущный, когда открылась нам неземная, совершенная радость. Сердце объемлет рождшегося Младенца руками Богоматери. Оно любит ее любовью, ее радостью оно радуется. Эта любовь рабы Господней в полноте жертвенная. Пречистая с Младенцем радостно грядет, послушна высшему велению. Она слышит в сердце своем все глаголы о Нем и о ней.
Да будет подобна ей наша любовь, верующая, покорная, всему радующаяся, мирная, благоволящая, радость любви совершенная.
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. С нами Бог!