Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова – 8 января
Галина Сергеевна Уланова родилась в Петербурге в семье танцовщиков Мариинского театра. До девяти лет девочка воспитывалась в семье. Но в послереволюционном Петрограде условия жизни стали крайне тяжелыми. Работая в театре и выступая для заработка перед киносеансами, родители не могли уже уделять воспитанию дочери достаточного внимания, и они решили отдать ее в хореографическое училище. Училище имело интернат и тем самым обеспечивало учащимся обучение и питание. Кроме того, мать Улановой – М.Ф.Романова, преподавала в училище и это давало ей возможность влиять на воспитание дочери.
По свидетельству самой Галины Сергеевны в это время она не питала никакой любви к танцу и не обладала явными хореографическими способностями. Более того, она активно не хотела танцевать, в ее сознании трудности родителей связывались с их профессией, и она умоляла их не отдавать ее в училище. Однако, благодаря воспитанному в ней чувству долга, попав в училище, она отдавала все силы и способности обучению танцу. В воспоминаниях Г.С. Улановой обучение танцу было для нее тяжелым трудом, связанным с болезненными ощущениями и духовным напряжением.
Благодаря труду, упорству и врожденному таланту к концу обучения в училище танец стал для Улановой естественной формой выражения ее чувств и переживаний. Уже дипломный спектакль обратил на себя внимание специалистов, а через несколько лет известный искусствовед В. Голубов писал: «Танец для нее – избранная форма жизнедеятельности: в нем ей легко и привольно… В искусстве Улановой нет ощущения обремененности и натруженности. Танец ее не знает излома, избегает рывков, он льется непринужденно… как возвышенная и спокойная песнь сердца. В танце – ее природа, ее жизнь, ее психология, танец – ее переживания, ее действия, танец – ее язык, скупой, сдержанный и красноречивый».
В 1928 г. после окончания училища Г.С. Уланова была принята в труппу Мариинского театра, где танцевала до 1944 г. В эти годы в полной мере раскрылся ее талант. Очень скоро Уланова стала танцевать ведущие партии в балетном репертуаре театра.
Г.С. Уланова продолжила и развила традиции русского классического балета, выработанные в начале XX в. Анной Павловой, М.М. Фокиным и другими выдающимися русскими танцовщиками и балетмейстерами. Для творчества Улановой характерно редкое соответствие всех выразительных средств хореографии и неподражаемое умение выражать в танце глубокие человеческие чувства и переживания.
Одной из величайших вех в истории русского балета стала постановка в 1940 г. в Мариинском театре балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» с Улановой в роли Джульетты. Этот балет, написанный на остродраматический сюжет, был поставлен как масштабная шекспировская драма. Его грандиозный успех во многом определялся талантом и искусством Улановой, которая сумела передать средствами танца всю глубину переживаний своей героини.
В 1944 г. Г.С. Уланову пригласили в Большой театр. С этой труппой на ее долю выпала миссия ознакомить западные страны с достижениями русского классического балета за сорок лет его развития, в течение которых отечественный балет не имел контакта со зрителем других стран. Уже первые выступления балета Большого театра за рубежом в Лондоне в 1956 г. были приняты с восторгом, а танец Улановой оценен как величайшее достижение хореографического искусства.
Чтобы дать представление об атмосфере гастролей 1956 г., приведем воспоминания очевидцев. «Невозможно передать, что творилось в Лондоне еще задолго до приезда Большого театра. «Уланова» - это имя повторялось всюду и всеми… Первый вечер гастролей. Балет «Ромео и Джульетта», я – среди зрителей. Спектакль окончился, и – мертвая тишина. Знаю по себе: то был шок, когда завороженная, не можешь очнуться, вернуться в действительную жизнь. А потом буквально обрушился шквал аплодисментов… А с галерки сыпались к ее ногам гвоздики… На следующий день весь Лондон говорил о спектакле и прежде всего о Галине Сергеевне… Лондон никогда раньше не видел Уланову, но легенда о ней жила здесь давно. Легенды опасны: опережая событие, они редко и трудно подтверждаются в жизни. Искусство Улановой не только не знало такого разлада, оно побеждало легенду, представая еще более прекрасным, чем думалось и грезилось… Балерина показала русскую Жизель и русскую Джульетту, ошеломив глубиной этих столь известных в европейском театре образов» (писательница Е. Шевелева).
«Гений – это совсем не слишком сильное определение для танца Улановой. Публика лондонской премьеры пребывала в экстазе… Уланова в Лондоне познала такой триумф, как ни одна балерина со времен Павловой… Я уверена сейчас, что языком балета можно сказать зрителям много важного, раскрыть великую истину Жизни, ее красоту и глубину человеческого сердца» (балетовед Мэри Кларк).
«Уланова – больше, чем балерина. В заключительной сцене («Ромео и Джульетта») она – великая трагическая актриса. Она обладает необыкновенной способностью согреть или заморозить сердце одним своим шагом или жестом» (газета «Дейли Геральд»).
Выступая за рубежом, Г.С. Уланова завоевала мировое признание, как величайшая балерина своего времени. Она стала символом великих достижений культуры в нашей стране.
Надо представлять себе, что в 50-е годы XX в. выступления наших артистов, музыкантов, ученых и других деятелей культуры за рубежом сыграли существенную роль в деле создания атмосферы доверия к нашей стране, смягчения международной напряженности и, тем самым, в обеспечении условий, не позволивших «холодной» войне перерасти в «горячую».
Окончив в 1960 г. сценическую деятельность, Уланова стала воспитывать и обучать талантливую молодежь Большого театра. Среди ее учеников выдающиеся советские танцовщики и балерины: В.В. Васильев, Н.В. Тимофеева, Е.С. Максимова, Л.И. Семеняка и многие другие.
Творческая и педагогическая деятельность Г.С. Улановой была высоко оценена. Она дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда, награждена многими орденами и премиями.
Г.С. Уланова скончалась 21 марта 1998 г. Ушел из жизни человек – легенда, «обыкновенная богиня» (А.Толстой), «гений русского балета» (С.Прокофьев), но искусство Улановой продолжает жить.
«В какой бы сфере балетного театра ни работала Уланова – как балерина, как педагог-репетитор, - вся ее деятельность всегда имела единое основание: служение высоким интересам искусства, утверждение замечательных традиций школы хореографии, а если брать шире – русской художественной культуры… Значение и роль великой балерины и педагога выходят за пределы ее творческого времени. Ее вклад в хореографическое искусство и поныне не утрачивает ни своего глубокого смысла, ни своей высокой миссии» (Ю.Григорович).