Профессор Григорий Любимов: Татианинский храм – главное дело моей жизни
- В советские времена в Татианинском храме был студенческий клуб МГУ, там проходили танцы, кино, концерты и комсомольские конференции. Мы жили неподалеку, на улице Грановского (теперь это Романов переулок). Татианинский храм тогда был для меня просто кинотеатром, в который я ходил все детство. Я и не знал, что тут когда-то была церковь.
В 90-е годы я работал в институте механики при Университете. И сотрудник института Николай Николаевич Резниченко стал говорить о том, что студенческий клуб находится в храме, что надо это здание Церкви вернуть. Стал собираться приход, и вокруг храма началась какая-то деятельность. В 1992 году меня попросили выступить на юбилее Свято-Тихоновского института. Проходил он в гуманитарном корпусе на Ленинских горах. Я выступил и в конце сказал, что хорошо бы в Университете снова появился храм, чтобы вернуться к традициям, которые в МГУ всегда были. После этого выступления ко мне подошел проректор и говорит: «Давайте вместе будем добиваться того, чтобы храм открылся». Я как член Ученого совета Университета пошел к ректору. Вот с этого моя деятельность и началась.
- Вы тогда были верующим человеком?
- Да. Я был крещеным. Крестился в 1982 году, ездил в храм в Городне под Тверью.
- Как Вы думаете, если бы не крещение, Ваша жизнь сложилась бы иначе?
- Я думаю, что да. Все стало получаться. Бог все устраивает как-то…
- Вы считаете, что верующие – это какие-то особенные люди?
- Сейчас, наверное, нет. В советское время, да, это были люди особенные. В том смысле, что они имели внутренний стержень и за него держались, несмотря на то, что это осуждалось обществом. Это были сильные духом люди, красивые душой. В то время среди верующих людей было очень много людей выдающихся. Ну, конечно, сейчас это все как-то расширилось, но все равно та закваска чувствуется.
- А почему Вы решили креститься?
- Это был сложный путь. Моим крестным отцом стал Алексей Алексеевич Бармин, мой сотрудник. Он был человек, крещенный с самого рождения. И он разговаривал со мной на эти темы. Вот он меня каким-то образом сагитировал. Он тоже был в списке прихода, который тогда образовывался.
И вот началась деятельность вокруг университетского храма. Затем, 20 декабря в 1993 года, состоялось заседание Ученого совета Университета, на котором было принято решение «О восстановлении в прежнем виде архитектурного памятника на ул. Герцена, д. 1, о воссоздании в этом здании православной домовой церкви Московского университета и размещении в других помещениях этого здания музейных экспозиций МГУ». Тогда тут находился студенческий театр. Конечно, место для театра было очень выигрышное – центр города. Тут была своя коммерческая жизнь, и выезжать они категорически не хотели. Началась борьба. Мы писали бумаги – они писали письма от имени известных актеров, публиковали в газетах материалы о том, что это помещение было театром еще до того, как стало храмом. Но, начиная с 1991 года, в храме совершались молебны – в Татьянин день в том году Патриарх Алексий II служил молебен с акафистом мученице Татиане.
- А из тех, кто был в театре, никто в храм не пришел?
- Нет. Это другие люди… Они решение Ученого совета Университета долгое время игнорировали – до 1995 года. Не выезжали – и все. И, в конце концов, в один прекрасный день – это было воскресенье, 22 января 1995 года, день памяти митрополита Филиппа, святителя Московского, - здание было возвращено Церкви. Пришла милиция, и людей, которые находились в храме, выгнала. А мы, верующие, уже были готовы: вошли и стали приводить все в порядок. Тут все было загажено ужасно – уборка была большая. И на следующий день уже состоялась первая служба. С 22 до 25 января мы все в храме трудились, и в Татьянин день тоже совершалось богослужение. Тогда еще была театральная сцена, мы успели убрать только ряды кресел. Перед сценой из досок, обтянутых материей, был сделан временный алтарь. На этом алтаре висели бумажные иконы.
- И Вы поняли, что станете прихожанином этого храма?
- Это было естественно. Из тех людей, которые пришли в Татианинский храм в первые дни, сейчас очень мало осталось. Конечно, с течением лет приход очень меняется и расширяется. Раньше я знал всех, а теперь мало кого знаю. Сейчас здесь много молодежи. Это хорошо. Я помню, когда обсуждались перспективы передачи храма, ректор говорил, что в храм будут ходить одни старушки в платочках. А старушек тут еще поискать надо!
- Что для Вас Татианинский храм?
- Для меня лично… Я считаю, что это самое главное дело, которое я сделал в жизни. Несмотря на все мои научные заслуги, храм - это главное дело общественного значения. То, что удалось здесь открыть храм, я расцениваю как самое высшее свое достижение.
Досье:
Григорий Александрович Любимов, профессор НИИ механики при механико-математическом факультете МГУ, опубликовал более 150 научных статей по газовой динамике, магнитной гидродинамике и динамике плазмы, биомеханике.
Создатель теории ионизирующих ударных волн (1959, с А.Г. Куликовским), заведующий лабораторией Общей гидромеханики (1960-2003), лауреат премии имени С.А. Чаплыгина АН СССР (1973), доктор физико-математических наук (1965), профессор (1973), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2000), Заслуженный научный сотрудник МГУ (2003), главный научный сотрудник (с 2003 г.), лауреат Государственной премии РФ (2003, с соавторами) за работу «Нелинейные волны в сплошных средах, описываемые гиперболическими системами уравнений высокого порядка: разрывы и их структуры», председатель Научного совета РАН по биомеханике, заместитель председателя Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике (до 2011 г.), ответственный секретарь редакции журнала «Известия РАН. Механика жидкости и газа».
В 2005 году в связи с 70 литием храма во имя св. мц. Татианы Патриарх Алексий II вручил профессору Григорию Александровичу Любимову орден святого благоверного князя Даниила Московского Даниила Московского III степени.
Приложение:
Хронология Татианинского храма