Ангел для Патриарха (ФОТО)

25 января 2012 года после праздничной службы в главном студенческом храме России настоятель домовой церкви МГУ протоиерей Максим Козлов от имени прихода преподнес Святейшему Патриарху Кириллу мозаичную работу Элеоноры Жареновой «Ангел».

Настоятель Татианинского храма протиерей Максим Козлов: «В память о сегодняшнем дне позвольте, Ваше Святейшество, от нашего храма, от прихожан преподнести Вам мозаичную икону Ангела, сделанную руками наших же прихожан, которые создали мозаичные иконы в алтаре храма и снаружи. Пусть она в Вашей новой резиденции в Даниловом монастыре напоминает Вам (как мы надеемся) о сегодняшнем Богослужении, о храме Святой мученицы Татианы! Благодарим Вас, Ваше Святейшество, за Ваши молитвы!»

По словам художницы, во время создания мозаичного "Ангела-хранителя" ее вдохновлял образ, который находится в Успенском соборе Московского Кремля, - «Ангел Златые власы».

Фото Александра Бурого

Элеонора Александровна Жаренова –  народный художник РФ, лауреат Государственной премии СССР, профессор, член-корреспондент РАХ, заслуженный деятель искусств России. Она – супруга Владимира Васильцова, также народного художника РФ и заслуженного деятеля искусств, и мать Анастасии Васильцовой, заслуженного художника РФ. Элеонора Александровна является давней прихожанкой Татианинского храма.

Элеонора Жаренова. Фото Александра Бурого

Творчество Элеоноры Жареновой знакомо каждому, кто хоть раз проходил мимо университетского храма или видел его на фотографиях. Мозаичная икона мученицы Татианы на его апсиде – это работа Элеоноры Александровны.  Она же – автор заалтарного образа «Сошествие во Ад». Мозаичные работы художницы украшают и притвор Татианинского храма.

Э. Жаренова. Ангел

В декабре 2011 года выставка мозаичной иконы Элеоноры Жареновой и ее дочери Анастасии Васильцовой прошла в Татианинском храме.

Э. Жаренова. ЛомоносовЭ. Жаренова. Ломоносов

Э. Жаренова. Автопортрет с ангелами

Ангелы в творчестве Элеоноры Жареновой занимают особое место. Своего первого ангела художница создала в 1985 году. Это была живописная работа-ассоциация «Автопортрет с ангелами». Сама Элеонора Александровна говорит об этом так: «Ангел-хранитель сопровождает нас все время. И мне всегда казалось, что в творчестве это имеет особое значение».

 Э. Жаренова. Михаил Архангел

Свои мозаичные иконы Элеонора Александровна создает вместе с мужем и дочерью.  В 2010 году они украсили мозаикой храм Успения Пресвятой Богородицы в Красногорске. Есть работы Элеоноры Александровны и в единственной православной церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Зубцове Тверской области. По выражению местного священника, храм украшенный мозаикой, буквально – прозрел.

По словам художницы, работа над иконой требует духовной подготовки, иконописец должен обязательно молиться и соблюдать посты. На вопрос о том, тяжело ли ей, женщине, трудиться над созданием мозаики в храме, Элеонора Александровна ответила: «Физически это не трудно. Когда человек чем-то увлечен, о трудностях он не думает». Гораздо больше мастера беспокоит другое: «Я вижу, что сейчас мозаики для храма часто делают непрофессиональные люди. Они просто залепляют поверхность цветом, вплоть до того, что применяют кафельную плитку. Это совершенно недопустимо. Смальтовая мозаика имеет свои законы. Важен не только цвет, но и определенный ритм рисунка - так же, как в гравюре. Должно быть видно, как идет линия. Просто «закладывать» рисунок смальтой, как стену кафельной плиткой, нельзя. Рисунок становится мертвым. Для применения золотой смальты тоже существуют особые правила. На мозаике золотая смальта может составлять своеобразную «космическую» среду. Золото играет на солнце, становится темнее, светлее, меняет цвет».

Э. Жаренова. Спас


Мы спросили Элеонору Александровну о том, возможно ли оценить художественные качества мозаики, например, в храме, не будучи специалистом?

 – Если мозаика создана профессионалом, вы это сразу почувствуете, – ответила Элеонора Александровна.

Примечание:

Мозаика (итал. mosaico, позднелат. mosaica, от лат. musivum – "посвященное музам") - искусство и техника создания изображений набором кусочков какого-либо материала, прикрепляемых к основе.

Смальта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen – плавить, итал. smalto – эмаль;) -  цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям с добавлением оксидов металлов, представленное в виде пластинок, а иногда и кубиков.  Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. Смальта бывает нескольких видов: прозрачная смальта – на основе огнеупорных красителей; глухая или опаловая смальта – на основе заглушающих веществ, например двуокиси олова или окиси сурьмы; жилистая и пятнистая смальта соединяет несколько оттенков после термической обработки; золотая и серебряная смальта изготавливается путём запрессовки фольги между двумя слоями стекла.



Размер и форма элементов смальты может варьироваться фактически неограниченно. Это вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики очень эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких фрагментов с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.

Смальта обладает обширной цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки могут быть переливы, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания, глубины материала. Смальта - один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта – практически вечный материал, она морозоустойчива водостойка,, устойчива ко многим агрессивным средам.

Фото с Патриаршей литургии - Александра Бурого.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале