Время Патриарха
В общественно-политических СМИ трехлетие правления того или иного высокого руководителя — всегда повод подвести определенные итоги. Так что же успел сделать Патриарх Кирилл в масштабах страны за минувшие три года?
В истории Русской Церкви немного столь обсуждаемых деятелей, как ее нынешний предстоятель. И дело не в том, что еще вчера у нас не было такого количества СМИ и социальных сетей. Взгляды экспертов и аналитиков, публицистов и блогеров на роль и место Патриарха Кирилла в современном российском обществе разнятся порой диаметрально. Так и должно быть, когда обсуждается не проходной персонаж, а Личность.
В глазах антиклерикалов любая общественная активность православных иерархов — a priori нечто криминальное, на грани покушения на конституционные основы светского государства. Казалось бы, очевидно, что светскость отнюдь не тождественна возведенному в ранг государственной идеологии атеизму, но именно в адрес Патриарха Кирилла сегодня очень часто раздаются обвинения в излишней политической активности, якобы недопустимой для предстоятеля Церкви.
Действительно, в результате трагических октябрьских событий 1993 года, когда миротворческие инициативы Московского Патриархата были проигнорированы противоборствующими сторонами, Русская Церковь запретила священнослужителям принимать участие в политической деятельности, а Патриарх Алексий стал намного реже комментировать государственные события... В последние годы ситуация существенно изменилась.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл получил широкую известность как харизматичный оратор, активный общественный деятель и даже яркий телеведущий (субботнюю передачу «Слово пастыря» смотрели и смотрят миллионы) задолго до своего избрания первоиерархом. Не могу не вспомнить, как на Рождественских чтениях 2007 года владыку Кирилла не хотели отпускать с трибуны именно потому, что в своем выступлении он затронул острую социальную проблематику. В частности — вопрос о необходимости введения в школах основ православной культуры.
Будучи председателем Отдела внешних церковных связей, нынешний Патриарх никогда не обходил стороной такие вопросы, как отношение Церкви к образовательной и культурной политике государства, не боялся давать оценку социальным болезням, прямо характеризуя состояние современного российского общества как «глубокий нравственный кризис». Но если раньше это были частные высказывания высокопоставленного церковного чиновника, то сегодня голос первосвятителя, звучащий с патриаршей кафедры, усилился многократно.
За прошедшие три года мы стали свидетелями того, как в своих проповедях и интервью, обращениях и комментариях Патриарх Кирилл твердо и последовательно обращает внимание власть имущих и представителей бизнеса на положение простого человека:
«Когда честные и ответственные труженики живут в нищете, а владельцы купаются в роскоши... компрометируется само слово “бизнес”» (декабрь 2009);
«Что нужно сделать, как громко нужно закричать, чтобы мы поняли, что главная ценность, которая у нас есть, — это ценность человеческой жизни?.. Никакая прибыль, никакие способы извлечения средств не могут конкурировать с этой ценностью!» (после гибели теплохода «Булгария», июль 2011);
«Вот главное послание власти и главное послание людям: нужно уметь выражать свое несогласие, но не нужно поддаваться на провокации и разрушать страну. Мы полностью исчерпали лимит разделения...» (январь 2012 года).
И это — лишь отдельные примеры высказываний первоиерарха в поддержку людей, далеких от власти и богатства.
Каждодневная работа целого ряда церковных институтов, в том числе, основанных именно при Патриархе Кирилле, наглядно демонстрирует отношение предстоятеля Русской Церкви к своим согражданам — вне зависимости от степени их воцерковленности. Первосвятитель лично общается с молодежью — от приходского уровня до переполненных стадионов. В 2010 году были созданы Патриарший совет по культуре и Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Именно к обычному человеку обращены многочисленные миссионерские инициативы Патриарха, в числе которых — проекты строительства храмов в спальных районах. Жизненная и социальная активность 65-летнего Предстоятеля стала примером для десятков тысяч православных священнослужителей.
Сегодня еще рано говорить об итогах происходящих перемен. Реальные плоды видны не на основе сухих цифр и аналитики, а, например, в образе многотысячной очереди к Поясу Богородицы. Три миллиона паломников, успевших поклониться этой православной святыне в разных городах России, в пух и прах разбивают теории о безрелигиозности и тем паче – антирелигиозности российского общества.
Без малого десять лет тому назад автор этих строк впервые оказался на приеме у будущего Патриарха. Владыка завершил наш разговор надолго врезавшейся в память фразой, одним из его любимых восточных афоризмов: «Камни кидают только в то дерево, на котором есть плоды». Не зря в последние годы такую активность проявляют антицерковные публицисты, люди, для которых самым большим социальным «злом» является возвращение российского общества к традиционным культурным и нравственным ценностям. Значит, дерево, взращиваемое Патриархом Кириллом, успешно плодоносит.
Фото: Официальный сайт Отдела внешних церковных связей
Текст предоставлен редакцией газеты "Культура". В электронном виде публикуется впервые.