14 февраля: день Любви или языческие Луперкалии?
Да-да, несчастными и неполноценными должны были чувствовать себя те, кто не влюблен и не любим, кто не получал открыточки, усыпанные розовыми сердечками, и не читал их с замиранием сердца. А вечером была дискотека с предварительными возлияниями в туалете, медленными танцами и продолжением банкета вне школьных стен. Потом мы повзрослели. На день святого Валентина уже можно было рассчитывать на что-нибудь большее, чем валентинка от влюбленного одноклассника: тебе могли подарить цветы, сводить в ресторан и даже одарить какой-нибудь приятной красивостью 585 пробы.
14 февраля миллионы валентинок находят своих адресатов в Интернете, не меньше доставляют почтовые работники. И стоит ли даже говорить о том, что День святого Валентина - день cвеpxпpибылей торговцев цветами, сувенирами, сладостями, ювелирными украшениями, владельцев ресторанов и прочих развлекательных заведений. Вся индустрия потребительского гедонизма в этот день машет завлекательными флагами и кричит с рекламных плакатов и экранов телевизоров: «Возьми от жизни все! Отведай! Поддайся соблазну!»
А вот теперь давайте по-честному: причем же здесь святой Валентин? Каким образом святость человека, почитаемого в этот день, имеет отношение к гормональной буре, культу телесного, потребительскому ажиотажу и выходящие за все разумные рамки спекуляции на половую тему? Если святой Валентин, будучи христианином, - покровитель влюбленных и любящих, то не евангельское ли понимание любви следует закладывать в основу этого праздника? То, о котором говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
День святого Валентина, который мы имеем сегодня, – это скорее языческие Луперкалии – фестивали эротизма в честь богини лихорадочной любви, которые как раз приходились в древнем Риме на середину февраля. Голые мужчины носились по городу и стегали женщин ремнями из козлиной кожи, женщины охотно подставлялись под удары, считая, что они несут им плодовитость, а заканчивалось все лотереей по выбору сексуального партнера на грядущий год. Вот и весь праздник – эротизм, свободная любовь, развлечения. Можно предположить, что многие наши современники порадовались бы, если б им предложили встретить день святого Валентина по такому сценарию.
Понятно, что между мимолетной связью без обязательств и Любовью – пропасть. Это как соотносить беганье по дискотекам в поисках бой(герл)френда для light отношений и влюбленный лепет «Ой, Машка, Димка такой хороший, а у Васи глаза красивые, а Петька меня в кино пригласил, а Дениска так на гитаре играет, ой какая я влюбленная» с сознательным выбором спутника жизни, супружескими обетами, «и в горе и в радости», чаяниями в житейских бурях сохранить семейную лодку, взращиванием детей и совместной старостью. Да, всему свое время, скажете вы. Молодости – танцы, романтика и поиск. Зрелости – семья, дети, ответственность. И нечего все мешать в одну кучу, идеализируя браки и уничижительно отзываясь обо всем, что «до». Да, но тогда, может, надо перестать эксплуатировать имя святого, который, наверное, ежегодно в гробу переворачивается от творимых его имени ради непотребств? Или наполнить этот день новым содержанием, вернуть ему изначальный смысл – без пошлости, скабрезности, без покупательского безумия. Пусть это будет день всех влюбленных – именно влюбленных, а не сексуально и потребительски озабоченных.
Говоря, что день святого Валентина - чуждый нашей российской культуре праздник, обычно в качестве альтернативы ему предлагают наш день любви – День памяти святых Петра и Февронии, покровителей брака, своим жизненным примером продемонстрировавших идеал христианской семьи. С 2008 года день памяти Муромских святых (8 июля) стал еще и национальным праздником – «Днем семьи, любви и верности». Время покажет, приживется ли в народе этот праздник, найдет ли живой отклик в сердцах или будет лишь календарной датой, за которой большинство не разглядит глубинного смысла. Но, в любом случае, конкуренцию – увы! – дню святого Валентина, он вряд ли составит. Хотя как знать.
Остается надеяться, что настоящую любовь валентинками не опошлить. А потребительское безумие вот-вот схлынет, пока на горизонте не замаячит еще один идеологически-сомнительный праздник - 8 марта.
Читайте также: