Православные СМИ снова вместе
Вторник, 25 ноября был первым рабочим днем форума. На пленарном заседании прозвучали приветствия Патриарха Алексия II, Митрополита Калужского и Бороского Климента, президента МедиаСоюза, генерального директора ИД «Эксперт» В.А. Фадеева, вице-президента МедиаСоюза Е.К. Зелинской, ответственного редактора газеты «Церковный Вестник» С.В. Чапнина.
Большинство выступавших обращало внимание на необходимость постоянного обновления информационного поля Церкви, чему и призваны способствовать и подобные церковно-общественные форумы, являющиеся полем для взаимодействия различных СМИ и направленные на повышение журналистского мастерства.
Признавая значимость достигнутых православными СМИ успехов, надо учитывать и стоящие перед ними трудности и проблемы. Это и недостаток опыта и - иногда - неудовлетворительное качество информации, и неравный уровень развития церковных СМИ в различных епархиях.
Необходимо отметить, что развитие православного сегмента рунета в последние годы позволило решить одну из острых проблем православной журналистики - достичь оперативности распространения информации. Многие выступающие говорили о том, что в связи с наступающим экономическим кризисом Интернет будет становиться все более значимым источником информации. Также интернет-СМИ могут предоставить наиболее широкую возможность для вовлечения в работу мирян.
Тема экономического кризиса неоднократно затрагивалась выступавшими на пленарном заседании, причем кризис представлялся не только как негативное явление, но и как ситуация, предоставляющая новые возможности для сотрудничества. Например, ввиду неизбежного сокращения финансирования (а почти 100% православных СМИ носят некоммерческий характер) должны получить развитие различные совместные проекты.
Вице-президент МедиаСоюза Е.К. Зелинская говорила о мерах, которые могут помочь сберечь отрасль СМИ: это стремление не увеличивать бремя на редакции (не повышать арендную плату, почтовые расходы и т.д.), бумажные гранты, поддержка малых типографий.
Выступающие не забывали и о сущностной задаче православных СМИ - миссионерствовать, благовествовать. Общество постмодерна - это не просто мультикультурная либерально-демократическая среда, но такое общество, для которого не существует Истины.
По словам С.В. Чапнина «подлинно церковные СМИ должны быть добрыми», но при этом избегать штампов, в которые часто превращаются наши слова о нравственности. У нас есть опыт новомучеников, опыт современников - надо писать о конкретных примерах, конкретных жизнях, ведь не бывает «нравственности вообще» и «добра вообще» - бывают нравственные поступки и добрые дела. В связи с этим был поднят и вопрос об «этическом кодексе православного журналиста», который, по мнению С.В. Чапнина действительно необходим.
Православные журналисты как никто другой должны знать, во что они верят и, по слову апостола Павла, «дать отчет о нашем уповании», ведь сегодня общество часто готово слушать церковь, но сама церковь не всегда способна к такому взаимодействию. Нам необходимо более четко и адекватно свидетельствовать о своей позиции в вопросах об абортах, эвтаназии, биоэтики - зачастую аргументация церковных людей оказывается неубедительной. Отсутствие в Церкви достаточного количества людей, готовых и способных взаимодействовать со СМИ является одной из острых проблем. Мы сталкиваемся с тем, что в СМИ постоянно появляются несколько священников, уже уставших от постоянного участия в теле- и радиопередачах.
Один из негласных девизов сегодняшнего форума - перейти «от знакомства к сотрудничеству». Организаторы делают для этого все возможное, остальное - зависит от участников.
Рекомендуем:
Фестиваль и кризис - заметка о. Дмитрия Карпенко