Православные СМИ: служение словом Слову
Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий |
Как отметил митрополит Варсонофий, Русская Православная Церковь придает большое значение работе в информационном пространстве, причем не только в собственно церковных СМИ. Внимание уделяется и процессу установления взаимоотношений со светскими журналистами, а также с аудиторией интернета. «Надо, чтобы это осуществлялось неформально, с полной отдачей и на высоком профессиональном уровне. Надо, чтобы мы наконец услышали Святейшего Патриарха Кирилла и перешли к плановой, регулярной и профессиональной работе», – подчеркнул митрополит Варсонофий. До сих пор, как с сожалением отметил управляющий делами Московской Патриархии, в некоторых епархиях нет даже пресс-секретаря, и взаимодействие со СМИ становится дополнительной нагрузкой для приходских священников, а между тем общество активно интересуется жизнью Церкви и Православием. Он выразил надежду, что фестиваль станет форумом и практикумом, способствующим росту профессионализма православных журналистов и сотрудников епархиальных пресс-служб. В помощь епархиальным пресс-службам Управление делами Московской Патриархии в сотрудничестве с Синодальным информационным отделом разработало специальное методическое пособие, где впервые на епархиальном уровне обобщены технологии связей с общественностью и выстраивания отношений епархии с сотрудниками СМИ.
Цель проведения фестиваля, по словам митрополита Варсонофия, – не только поделиться опытом, но и сообща решать трудности, с которыми сталкиваются труженики СМИ на региональном уровне. Ведь в СМИ просчеты одного могут ударить по всей Церкви. При этом работники епархиальных изданий и епархиальных управлений должны чувствовать, что они не одиноки. Для этого полтора года назад решением Святейшего Патриарха был создан Синодальный информационный отдел, призванный координировать информационную политику Церкви, куда можно обратиться за помощью и за советом. «Это не пресс-служба, а своего рода министерство информации. Это учреждение, отвечающее за продвижение решений священноначалия в области церковной политики», – охарактеризовал митрополит Варсонофий работу Синодального информационного отдела. Этот отдел, в частности, может помочь каждому церковному журналисту успешнее освоить в условиях информационного общества новые формы проповеди.
Президент Общероссийской организации работников СМИ «МедиаСоюз» и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, обращаясь к участникам фестиваля, рассказал об опыте вручения премии журнала «Русский репортер», которая присуждается ста самым авторитетным людям страны. Это учителя, врачи, чиновники, журналисты, которых считают самыми профессиональными их коллеги. Как рассказал Валерий Фадеев, круг отмеченных премией людей не совпадает с кругом тех, кого мы чаще всего видим по телевизору. При этом получившие премию люди были согласны в одном: они беспокоились об отсутствии нравственного основания в обществе, отсутствии надежных и принятых всеми нравственных ориентиров.
Руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда поблагодарил ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина и сотрудников Оргкомитета и исполнительной дирекции фестивалей «Вера и Слово», прошедших в 2004-м, 2006-м и 2008-м годах. Он отметил их вклад в развитие православных СМИ и поддержку при организации открывшегося IV Фестиваля.
Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев |
Остро прозвучали слова о том, что нужно, не создавая даже опасений жесткого бюрократического давления, выходить на качественно новый уровень подачи информации о вере, и при этом отсечь все еще существующие в «православной» журналистике явно антицерковные маргинальные явления. Некоторые СМИ называют себя православными, но на самом деле занимаются политической игрой и пытаются реализовать собственные амбиции, проводя по сути антицерковную политику. Руководитель Синодального информационного отдела
Владимир Легойда
Как отметил Владимир Легойда, в дискуссиях православных журналистов нередко забываются базовые основания и приоритеты: «Задача православного журналиста – служение словом – Слову. Каждое выступление православных СМИ, чему бы оно ни было посвящено, должно становиться событием веры – не событием бизнеса, политики или даже высокой культуры: для этого есть другие средства массовой информации». Владимир Легойда считает, что журналист не имеет права засорять информационное пространство пустословием.
Число упоминаний о Церкви в СМИ за последнее время выросло на порядок или даже на несколько порядков. В ежедневных газетах почти каждый день есть материалы на церковные темы. Иногда они негативные, иногда поражают непрофессионализмом, но это все равно говорит об интересе к церковной тематике. «Нам надо создавать собственную тематику и формировать собственную повестку дня. Мы не можем занимать только реагирующую позицию. Оправдательная позиция – не наша позиция, мы не имеем на нее права сегодня», – заявил руководитель Синодального информационного отдела.
«Чем громче звучит голос Церкви в современном обществе, тем больше ответственность тех, кто берет на себя миссию донести этот голос до людей, – напомнил Легойда. При этом это не призыв к политике «Либо хорошо, либо ничего» – это сегодня недопустимо. «Если мы не скажем, то за нас это скажут другие, и не очевидно, что скажут правду», – прогнозирует руководитель Синфо.
Владимир Легойда отметил, сколь много делают для православной журналистики энтузиасты. В условиях отсутствия профессиональной школы уже заложены основы православной журналистики. Но «инициированное ими поступательное движение уже не успевает за требованиями жизни. Появляются новые форматы медиа и пр. Мы должны работать на опережение». На этом фоне нельзя гордиться тем, что в епархии появился сайт-визитка с набором примитивных функций. Это позавчерашний день, а многие в этом позавчерашнем дне живут. Эту ситуацию нужно менять как можно скорее.
Как напомнил Владимир Легойда, в спорах православные не должны забывать, что они свидетельствуют о едином Боге. Надлежит быть разномыслиям, но ничем нельзя оправдать отсутствие любви между учениками Христовыми. «Нужно избежать и умолчания, но и ненависти или провокации по отношению к собеседнику», – обозначил Легойда «золотой путь спора».
Руководитель Синодального информационного отдела напомнил, что нужно быть готовым к реакции на церковное присутствие в медиа-сфере и добиваться нужного результата. «Мы живем иногда ощущениями девяностых годов», а общество больше не воспринимает Церковь как обиженную, этого «кредита» у Церкви больше нет. «Все, что мы можем предъявить миру, – это христианская жизнь». Кроме того, Церковь сегодня уже не воспринимается как новость сама по себе, и это хорошо. Но мы должны предлагать новые формы рассказа о церковной жизни.Молебен перед началом работы фестиваля |
Также в первый день фестиваля «Вера и Слово» прошла презентация церковного православного канала на сервере You Tube, брифинг председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации епископа Зарайского Меркурия, заседания секций «Развитие общественных связей», «Интернет» (включая блоги и вопрос о моральной ответственности блогеров), «Печатные СМИ (вопрос о лжи в СМИ о Церкви)», «Радио», «Телевидение», «Администрация и управление церковными медиа-проектами».
Во второй день фестиваля состоится встреча со Святейшим Патриархом Кириллом, а также мастер-классы и деловые игры, презентации и демонстрации учебных фильмов.