Век писателя в объективе
Конспект истории
Ольга Львовна Свиблова - основатель и директор Московского дома фотографии - так сформулировала принцип построения выставки: в центре - жизнь Солженицына, кругом - конспект истории ХХ века.
Действительно, это можно проследить и в самом расположении фотографий. По периметру зала - снимки известных (и не очень) авторов, отражающие историю нашей страны в истекшем столетии. Правда, здесь видны не только и не столько внешние события века, сколько образ мышления людей этого времени. Можно понять то трудноопределимое, что называется «духом эпохи» - настроения, ценности людей, увидеть их праздники и скорби.
Великие стройки и простые радости, война, политика - путь от черно-белой фотографии к цветным снимкам... и снова к черно-белым.
А на центральных стендах - фотобиография писателя. Здесь мальчик Саша Солженицын принимает решение стать писателем, становится Сталин
Как сказала Ольга Свиблова, «у Солженицына, как и у каждого из нас, был фотоаппарат. Но, в отличие от многих, он им пользовался». Центральные стенды - не только изображения писателя или его близких, но и снимки, сделанные им самим. В том числе автопортреты. Кстати, именно автопортреты, видимо, вызвали наиболее пристальное внимание выступавших на открытии выставки.
Ольга Свиблова предположила, что едва ли не ежедневная съемка собственного лица - способ прочесть на нем отпечаток времени, ход истории своего века.
Супруга писателя, Наталья Дмитриевна Солженицына, отметила, что теперь, когда Александра Исаевича не стало, его творчество, в том числе и фотографическое, принадлежит всем в равной степени, так что каждый волен интерпретировать и толковать, как ему вздумается. Однако у этих автопортретов есть и своя история. Все они сделаны за два года, когда Солженицын умирал от раковой опухоли. Он был один на всем свете. Мать умерла, жены у него тогда не было. Он знал, что он писатель, но никто больше этого не знал, кроме двух друзей, также бывших в ссылке. И в этих обстоятельствах он готовился к концу. Помня об этом, мы и можем иначе взглянуть на его автопортреты.
Европейский русский писатель
Глава представительства Европейской комиссии в России посол Марк Франко говорил о том, какой след оставил Александр Солженицын не только в русской, но и в европейской душе. Примечательно, что говорил посол об этом по-русски, хотя это требовало от него заметных усилий. Однако событие того стоило: о роли писателя хотелось сказать на его родном языке.
Людмила Сараскина, автор книги «Александр Солженицын. Биография продолжается», поддержала «Европейскую тему». Писательнице вспомнилась конференция по творчеству Солженицына, проходившая в одном из итальянских городов. На огромной площади в тысячи квадратных метров сидели группками молодые люди, обсуждали произведения писателя, его идеи и замыслы. Людмила Сараскина и ее коллеги ходили между этими группами и размышляли о том, возможно ли подобное в России. И вот теперь нечто соразмерное по значимости происходит у нас: вслед за фотовыставкой будут конференции и читательские круглые столы в «Доме Пашкова» в начале декабря...
Жена гения и сын гения
Естественно, главными выступавшими на открытии выставки были не представители правительства и даже не те профессионалы, без чьей работы экспозиция не была бы возможна. Главными были родные люди Александра Исаевича: его супруга Наталья Дмитриевна и сын Ермолай.
Наталья Дмитриевна - Президент Русского Общественного Фонда Александра Солженицына, жена писателя, его первый читатель и редактор-составитель 30-томного собрания сочинений Солженицына. Теперь, когда Александр Исаевич ушел в путь всея земли, Наталью Дмитриевну постоянно спрашивают: остались ли законченные или незаконченные неопубликованные произведения, какие еще открытия ожидают нас в будущем. И, добросовестно перечисляя оставшиеся в архивах тексты, супруга писателя думает о другом: он оставил еще одну огромную книгу - свою жизнь. Он ее создал; наше дело - ее прочесть и осмыслить.
Особенно Наталье Дмитриевне близка идея составителей экспозиции, которые не стали увеличивать листы из альбомов, хранившихся в архиве семьи. Снимки во всю стену были бы уже совсем другим жанром. А теперь каждый, кто хочет рассмотреть фотографии, подойдет очень близко. Благодаря этому возникнет возможность диалога, индивидуального общения с фотографией. Сложится ли это общение - предсказать невозможно, но приглашение к нему уже сделано.
Ермолай Александрович, старший сын писателя, отметил, что книги Солженицына неотделимы для него от облика отца, его индивидуальной манеры, голоса, выражения. Фотографии без книг также не могут быть полны. Выставка для посетителя - возможность соединить книги с обликом и взглядом их автора.
Действительно, возможность увидеть этого человека - в том числе и на многочисленных видеозаписях - это возможность глубже прочесть его произведения. Тот же "Матренин двор" здесь показан на авторских снимках писателя. Читали почти все, видели, наверное, - немногие.
Литература факта и фотоархивы
Солженицын лишь на год младше русской революции - он стал свидетелем целого столетия, старался максимально полно и точно зафиксировать свое время, осмыслить его исторический ход. Писатель создает свой жанр «литературы факта»: учитывает мнения очевидцев, находящихся по разные стороны баррикад, работает с документами, письмами, стенограммами, репортажами, мемуарами - пишет историю Первой мировой, русской революции, сталинских лагерей...
Фотография остается одним из самых достоверных материальных свидетельств своего времени. Фотография - почти всегда документ, документ - след истории. Музей «Московский дом фотографии» предлагает визуальное прочтение жизни писателя и его времени. Выставка-дилогия представляет снимки из семейного архива Александра Солженицына и фотографии всей эпохи 1918-2008 из собрания музея «Московский дом фотографии», Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ), частных коллекций.
Благодаря фотографии оказывается возможным понять и пережить жизнь человека на фоне времени, запечатленного в снимках А. Родченко, Б. Игнатовича, И. Шагина, Э. Евзерихина, Е. Халдея, А. Шайхета, А. Абазы, В. Ахломова, В. Вяткина, И. Мухина...
Как сообщила координатор проекта Елена Мисаланди, на выставке представлено более 250 фотографий, большинство из которых практически не известны публике. По ее словам, наиболее интересные экспонаты - снимки из семейных альбомов Солженицына, где он запечатлен вместе с семьей, во время поездок по России, после возвращения из Вермонта, и фотографии, сделанные в этом американском городе.
Дополнением к фотоматериалам стали документальные фильмы Сергея Мирошниченко, который общался с Солженицыным и запечатлел его мысли и на кинопленку.
* * *
Думается, что до 14 декабря следует успеть внимательно рассмотреть каждый снимок. Даже самый маленький и нечеткий: приглядимся, чтобы понять мир по ту сторону объектива.
Иллюстрация к аннотации: www.photographer.ru