Многоценный чертог и Дева... вводится в дом Господень
Когда Анна еще только молилась о ребенке, она пообещала, что посвятит свое дитя Богу. Вероятно, она имела в виду в том числе и то, что малыш или малышка с детства будет вести особый, немирской образ жизни. Устроить это дома было невозможно, поэтому Анна собиралась отдать девочку в Храм.
Иерусалимский Храм, единожды разрушенный и восстановленный, был центром религиозной жизни иудеев. Тысячи паломников - иудеев, которые жили не в Иерусалиме и даже вне Эрец Исраэль (Земли Израильской) приходили сюда, чтобы, поднявшись на гору Сион, войти в Храм, помолиться Господу и совершить жертвоприношение.
Храмовые Богослужения отличались роскошной красотой, сотни певцов и музыкантов принимали участие в торжественных шествиях, множество народа молилось внутри и вне Храма. Раз в год Первосвященник входил в таинственное, сокрытое от всех место - Святая Святых...
Отдать в Храм новорожденную девочку было невозможно. Поэтому Иоаким и Анна решили немного повременить. После рождения Марии родители устроили пир, во время которого приглашенные священники и левиты благословили девочку. Анна провидела особое предназначение дочки, и вдруг взяла ее на руки и решила: до того дня, когда она поведет Марию в храм, девочка не будет ходить по земле.
И вот Марии исполнилось три года. Расставаться с ребенком матери всегда тяжело, но Анна твердо знала, что должна исполнить обещание перед Богом. У входа в Храм Марию встретили девушки с зажженными светильниками и множество священников.
Великолепное здание Храма возвышалось над городом. Чтобы войти в него, нужно было подняться по 15-ти высоким ступеням. Казалось, это было не под силу трехлетней девочке, но Мария с легкостью преодолела ступени.
«Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм - во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь», - писал св. Григорий Палама.
Первосвященник (по преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Крестителя), который также встречал Марию у входа в Храм, по особенному вдохновению ввел девочку во Святая Святых!. Он как бы предрек, что эта девочка станет одушевленным храмом Божьим, вместилищем Бога. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень», - поется сегодня в кондаке.
Эти слова восходят к тем отрывкам Ветхого Завета (паремиям), которые сегодня читаются на службе. Описанное в этих текстах служит прообразом Девы Марии и той роли, которую Она должна была исполнить, чтобы на Землю пришел Христос.
В первой паремии (Исх. 40:1-5; 9-10; 16:34-35) прообразом Пресвятой Девы является ветхозаветная скиния (переносное святилище Бога, которое соорудили израильтяне по Его указанию во время странствований по пустыне после исхода из Египта). Как слава Господня наполнила скинию, так через несколько столетий Святой Дух осенил Марию: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию».
В Библии можно найти несколько обозначений скинии: «местопребывание» [Бога], «местопребывание свидетельства», «шатер», («скиния»), «скиния собрания», «святое место». Самый святой предмет скинии - Ковчег Завета - находился в Святая Святых. Для иудеев скиния была местом, где совершались религиозные церемонии и жертвоприношения; местом, в котором среди народа Израиля обитает Бог и обнаруживает Свое присутствие. Например, из скинии Бог говорил с Моисеем.
Во второй паремии (3 Цар. 7:51; 8:1-7, 9-11) прообразом Девы Марии является Ковчег Завета, который священники внесли в Святая Святых Иерусалимского Храма: «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми по исшествии их из земли Египетской. Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень».
В третьей (Иез. 43:27; 44:1-4) прообраз Богоизбранной Отроковицы - врата, которые видел пророк Иезекииль: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены».
С сегодняшнего дня до отдания праздника Рождества Христова во все дни, в которые Уставом назначается пение великого славословия, поется катавасия Христос рождается, по словам Феофана Затворника, как бы «приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова», когда произошло непостижимое для человеческого разума событие - воплощение Бога. «Ныне мы и празднуем память того, что некогда содействовало этому воплощению», - писал Григорий Палама.
О Введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I в. Антиохийский епископ Еводий и в IV в. - блаженный Иероним. Точно время установления праздника неизвестно. На востоке он был распространен уже в VIII-IX вв. Окончательно в число двунадесятых праздников Введение вошло только после XIV в., т.е. позже, чем остальные.
В народном понимании этот день - начало вступления (введения) в свои права зимы. Телеги заменяли санями и совершались пробные выезды по покрытым снегом дорогам.
Во многих русских деревня в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы устраивались смотры молодоженов, обвенчавшихся между Покровом и началом Рождественского поста. Молодые люди, одетые в нарядные шубы и шапки, проезжали в санях по своей деревне и окрестным селениям. Таким образом символически утверждалось торжество жизни и любви даже в период зимнего сна природы.