Цикл передач "Читая Книгу" в эфире "Эха Москвы"
Евангелие от Матфея
из главы 6
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы:
Книга, которую мы будем читать, вполне определенная - та, которая называется Книгой в переводе с греческого языка, ибо слово βιβλία – мн. ч. от βιβλίον букавльно означает – «книги». Книга, которую мы, христиане, называем Священным Писанием, состоит из довольно большого корпуса книг, разбитых на две главные части – Ветхий Завет и Новый Завет. Каждая из которых обымает несколько десятков книг, написанных на протяжении долгих столетий. Для христиан эти книги являются плодом богочеловеческого делания, творчества. С одной стороны и для православных, и для католиков, и для абсолютного большинства протестантов это – Слово Божие, то есть конечная Истина. С другой стороны, это плод человеческого творчества. И в этом Слове Божием не растворяются и не уходят особенности автора каждой книги – это и личностная характеристика, и уровень его образованности, его видение мира и то, что и как он мог сказать в свое время своим современникам. Но при этом (вернемся к началам) каждое из этих слов обращено не только к своим современникам, но и ко всем людям во все времена. Так христиане видят эту книгу. Мы не навязываем никому своего понимания, но, по крайней мере, предлагаем его уважать, и понимать, что наше прочтение будет состоять именно в этом. Мы постараемся поделиться чтением Книги, Библии именно в таком ракурсе.
Читать мы будем не подряд, Библия слишком большая книга, чтобы прочитать и, тем более, истолковать ее в радиоформате. В Православной Церкви, как и в других исторических христианских церквях, есть традиция – Устав, когда выбранные отрывки из Священного Писания в определенном порядке читаются на протяжении церковного богослужебного года. Вот мы с Вами, начиная с сегодняшнего воскресенья, будем читать и толковать те отрывки, которые в этот воскресный день читают на богослужении во всей Православной Церкви – и в Русской, и в Греческой, и в Грузинской и в Румынской, везде, где есть Вселенское православие.
Сегодня Вы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, читаемый в воскресенье, которое называется Прощеное воскресенье. Этот день церковного года, предваряющий начало Великого Поста, сам по себе очень важен. И, соответственно слова, которые выбраны для того, чтобы мы их услышали в канун поста, тоже не могут быть случайными. Обращу ваше внимание только на некоторые моменты сегодняшнего евангельского чтения. Господь в Нагорной проповеди, то есть во время изложения основ того нравственного учения, которое он предлагает своим ученикам, в частности, говорит следующее:
«…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Это очень важные принципиальные максимы христианской жизни. Сейчас мы вступаем во время Великого поста, время, когда человек призывается к покаянию, то есть к такому внутреннему изменению, которое бы означало не формальное, а реальное переосмысление своей жизни по отношению к Богу, вечности, самому себе и тому, как я хочу жить дальше. Но это изменение нашего отношения и своей оценки перед лицом Божиим неизбежно связано и с нашим изменением по отношению к другим людям. Потому что прощение другого человека, это, по сути дела такое его восприятие, когда я перестаю воспринимать этого человека врагом, когда я перестаю считать то, что нас на сегодня разделяет, окончательным и до вечности продолжающимся? В прощении может быть несколько правильных путей и несколько ошибок. Ошибки могут состоять в том, что я говорю человеку: «Я тебя прощаю, конечно, но ни в этой жизни, ни в будущей лучше бы нам никак не пересекаться. И даже если ты будешь спасен, я желаю тебе быть спасенным, то надо бы нам как-то находиться в разных уголках Рая». И это конечно, лукавство. С другой стороны всякое прощение может и должно означать, что этот человек станет мне вновь близким, интимным другом. Есть вещи, через которые невозможно переступить и которые не нужно и не должно забывать – тяжкое предательство, поступки и слова, которые значили нечто не только для тебя но и для окружающих людей… Но то, что человек не станет тебе вновь близким другом, не означает, что он не может быть тобой прощен. Ты перестаешь ненавидеть и не принимать, отделяешь его грех и немощь от самого человека. Это уже очень и очень важно.
Есть еще одна область, на которую важно распространить прощение. В сегодняшний день легко попросить извинения у тех, кто не слишком перед нами виноват, или перед кем мы не слишком виноваты, и приятно друг другу улыбнуться. Вот коллега неправильно пошутил, неловко, но мы пожали друг другу руки. Человек в храме, в приходе, когда-то на нас не так посмотрел, на ногу наступил и мы помирились. Это несложно. Значительно сложнее выйти с прощением и попросить о нем тех, по отношению к кому обиды копились годами. В том числе это бывают самые близкие люди – в семье или из друзей, или тех, с кем Господь соединяет нас на годы. И вот тут очень важно не согласиться с тем, что то, что произошло – это окончательно. Что наши прежние, может быть, даже многолетние опыты преодоления греха в себе и обиды в себе оказались неудачными. Нам дается шанс (и этими словами Евангелия он очень подкрепляется) выйти навстречу человеку. Современные люди сказали бы «бонус». И этот бонус – чрезвычаен. Простив немногое, мы получаем прощение чрезвычайное от Отца нашего Небесного. Хотя бы даже памятуя об этой награде, стоит здуматься о том, что мы можем сделать сегодня.