Владимир Лучанинов: о Посте
Евангелие рассказывает нам, как злой дух люто мучил одного несчастного юношу, кидая его и в огонь, и в воду, пытаясь буквально физически его уничтожить (Мф. 17). Исстрадавшийся отец привел мальчика к Иисусу, умоляя о помощи. До этого ему уже пытались помочь ученики Спасителя, ранее неоднократно изгонявшие бесов из людей, но в этот раз они были не в силах облегчить страдания юноши. И Христос Своей Божественной Силой и Властью моментально сковывает мучителя, освобождая бедного отрока. Чуть позже, ученики наедине спросили у Иисуса, почему же они сами не могли изгнать этого беса? Господь сказал им то, что говорил прежде и что скажет еще вновь и вновь: «по неверию вашему», ведь для верующего нет ничего невозможного. Но при этом добавил: «сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 1). Безграничным доверием Богу и твердой надеждой на Его помощь должны венчаться все дела человека. Но нужно и еще нечто. Молитва - как главное проявление веры и надежды - это наше общение с Богом, через молитву Божественная благодать укрепляет наши слабости. А пост – в чем его значимость? Как самоограничение человека соотносится с безграничной надеждой на Бога?
Перед началом земного служения – делом спасения и искупления человечества – даже Сам Сын Божий постился сорок дней, находясь в пустыни. Причем сатана, от которого была закрыта Тайна Боговоплощения, пытался искушать Христа именно тогда. Вероятно, он не понимая двух природ в Иисусе Христе – Божественной и Человеческой - видел перед собой Человека, но ощущал Божественную силу, отчего ему становилось страшно, возможно, он интуитивно чувствовал свой крах и поэтому пытался совратить Иисуса с намеченного пути. Христос отверг искушения сатаны. Но интересно, что Богочеловек постился перед началом служения, и о Его посте упоминают три из четырех евангелистов - Матфей, Марк и Лука.
Возможно, чтобы понять смысл поста, следует, во-первых, вспомнить о грехопадении первых людей и о произошедшем вследствие этого внутреннем разладе человеческой природы. Все в человеке противоборствует: желания и совесть, поступки и здравый смысл. Но особенно слаба в нас воля. Делая что-либо для себя, человек как-то научился побеждать неуверенность и лень, но когда требуется бескорыстный труд для ближнего или же для Бога, заставить себя бывает гораздо сложнее. Нет, мы, конечно, не отказываемся, просто все откладываем и откладываем добрые дела на завтра. Только вот неизвестно: наступит ли для нас завтра? А воля – свобода самоопределения – это то, что дал нам Господь для выбора. Это ежедневный суд, который мы совершаем над собой. И пост есть определенное врачевание этого внутреннего разлада – попытка реанимировать нашу предательски слабую волю. Почему это делается путем самоограничения? Потому что человек обязательно должен научиться чем-то жертвовать, иначе он так и не станет человеком. Мы живем в цивилизации, носящей имя общество потребления. Если задуматься над этим определением, становится страшно. Мы – люди, главная цель жизни которых что-то правильно, выгодно потреблять. Эта психология отражается уже и в отношениях между людьми: мы часто сближаемся с кем-то только в силу корыстного интереса. Мы в прямом смысле начинаем потреблять друг друга. А Бог, принесший Себя в Жертву за людей, пришел на нашу землю не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы Самому послужить. И Апостол Павел говорит христианам о том, что надлежит радоваться тому, что мы отдаем, а не тому, что получаем. Это естественное состояние человеческой души, поэтому ищущему Бога человеку необходимо к нему привыкать, настраивать себя, как настраивает музыкант свой инструмент. Какой бы прекрасной не были гитара, скрипка или виолончель, пока они не настроены - мы не услышим красивой музыки. Также и пост – есть в каком-то смысле настройка нашего сознания на верный лад – лад умаления себя и своих интересов ради Бога и ближнего. И отказ от того или иного вида пищи, конечно, далеко не самое важное в посте. Ограничивать себя в еде можно и ради избавления от столь ненавистного лишнего веса, что полезно, но с постом не имеет ничего общего. А случается так, что мы постимся – не едим молочного и мясного, но при этом становимся более раздражительны к окружающим. И в этом случае, вряд ли возможно сказать, что пост идет на пользу, скорее мы не настраиваемся на верный лад, а еще сильнее сбиваемся с него. И если привыкнуть к такому внешнему посту без внутреннего содержания, то можно вообще уйти очень далеко от христианства.
При карательном походе Ивана Грозного в Новгород и Псков в 1570 году было жестоко убито пятнадцать тысяч человек, среди которых было немало женщин и детей. При этом царь старался не забывать о духовной жизни: посещал богослужения и строго соблюдал начавшийся Великий Пост, будучи в Пскове он изъявил желание посетить местного блаженного и поучить благословение от него. Когда Иван Грозный зашел в каморку юродивого Николая, тот предложил ему откушать сырого мяса. Царь ответил: «Я христианин и не ем мяса в пост». На что блаженный гневно произнес: «Зато ты питаешься человеческою плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога!»
Конечно, мы не убийцы, но убийство бывает и словесным, можно одним лишь словом так глубоко ранить человека, что рубец останется на всю оставшуюся жизнь. И в пост, прежде всего, следует ограничивать себя в раздражительности, жадности, грубости и лжи. Ограничение в пище тоже необходимо, но оно вторично по сравнению с тем, что мы должны стараться изменить внутри себя.
Если говорить о внешней части поста, то в традиции Православной Церкви существует очень разумный и гармоничный опыт его выражения. Посты различаются по степени строгости: в какие-то из них рекомендуется вкушать только растительную пищу, а в какие-то – предписания не столь строгие – допускается вкушение рыбных блюд и морепродуктов. Посты бывают многодневные и однодневные. Самые древние однодневные посты Церкви – это каждая среда и пятница. Среда как скорбная память о предательстве Христа Иудой - одним из ближайших учеников, а пятница – это день крестных страданий Господа. Христиане постились в эти дни еще с апостольских времен, об этом говорят письменное поучения первого века «Дидахи». В эти дни Уставом предписывается строгий пост, но Устав, родившийся уже значительно позднее первого века в аскетической монашеской традиции, всегда несколько смягчался для людей семейных.
Также в Церкви существует еще несколько строгих однодневных постов. Так, принято поститься в день усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи, 11 сентября по новому стилю. Иоанна Крестителя приказал обезглавить малодушный и коварный царь Ирод, и, постясь ежегодно в этот день, как и еженедельно в день предательства Иуды, мы должны осознать, что все евангельские события имеют к нам прямое отношение. И у Ирода, и у Иуды так же, как и у каждого из нас, была свобода выбора, и они могли бы встать на сторону Света, но, к сожалению, не встали.
Еще однодневный пост совершается 27 сентября, в день Крестовоздвижения.
Многодневных постов в Православной Церкви четыре, все они предваряют важные праздники. Самый значимый и строгий Пост называется Великий. Он состоит из двух отдельных Постов: непосредственно Великого – сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя и Страстной Седмицы – недели воспоминания пути Иисуса Христа на страдания, Его распятия и погребения. Страстная Седмица (неделя) заканчивается празднованием самого главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Срок начала Великого Поста, таким образом, всегда зависит от даты Светлого Христова Воскресения, пост начинается в понедельник за сорок шесть дней до Пасхи.
Перед праздником Рождества Христова Церковь совершает Рождественский Пост, он начинается 28 ноября. Этот пост хоть и длительный, но менее строгий, чем Великий. В почитание Пресвятой Богородицы перед праздником ее Успения установлен двухнедельный пост, начинающийся 14 августа. Устав этого поста достаточно строгий, как и в Великий Пост, в его дни не полагается вкушение рыбы. И последний четвертый пост посвящен памяти святых апостолов, чьими трудами весть о Христе была проповедана народам. Длительность этого поста может быть различной, т.к. он начинается с подвижной даты – через пятьдесят семь дней после Пасхи, а заканчивается 11 июля перед празднованием памяти святых апостолов Петра и Павла.
Любой устав воздержания от пищи, даже самый строгий, вторичен по отношению к внутренним задачам поста. Например, далеко не всем в пост предписывается переходить на одну растительную пищу: дети, беременные и кормящие женщины, люди с заболеваниями, требующими специальных диет, или же люди, находящиеся в особых условиях, не позволяющих выбирать питание, конечно, остаются свободны от пищевых ограничений, но все они также призываются к внутреннему подвигу воздержания. Воздержание становится постом только в том случае, если мы действительно научимся быть добрее и человечнее. Для этого следует ограничивать себя не только в еде, но главное – в эгоистичных и греховных желаниях и во всем, что закрывает нам сердце от ближних и от Бога. И не следует сразу впадать в уныние при виде того, что все получается совсем не так, как нам бы хотелось: начав поститься, мы стали вдруг нетерпимее и раздражительнее. Для нас полезно увидеть свою немощь и греховность. С этого честного и смиренного видения себя и начинается покаяние. Если мы увидели свои страсти, значит, появился шанс с Божьей помощью победить их.
Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея»