Панихида по Гоголю (ФОТО)
Панихиду в храме мученицы Татианы отслужили протоиерей Максим Козлов и игумен Евфимий (Моисеев). Место было выбрано не случайно, ведь в 1852 году Гоголя отпевали именно здесь, в университетском домовом храме – великий писатель был почетным членом Московского Университета.
Игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, отметил, что самое полное на сегодняшний день собрание сочинений, 17-томник Гоголя, вышло к 200-летию писателя именно в Издательстве Московской Патриархии. В составе этого собрания сочинений многие творения писателя увидели свет впервые, подготовлены к изданию они были по черновым наброскам. Среди этих произведений есть наиболее полный и научно выверенный текст сохранившихся глав второго тома «Мертвых душ».
На панихиде в Татианинском храме присутствовали ведущие специалисты по творчеству Гоголя. В день памяти писателя эти люди приходят в Татианинский храм уже второй десяток лет.
После панихиды директор ГБУК «Дом Гоголя» Вера Павловна Викулова предложила всем, кто пришел почтить память писателя, посетить его единственный в Москве музей, который находится неподалеку от Татианинского храма, на Никитском бульваре.
Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ, председатель Гоголевской комиссии при научном совете РАН «История мировой литературы»:
«Гоголь умер 21 февраля по старому стилю. Обычно по новому стилю день его памяти приходится на 4 марта, но нынешний год – високосный, поэтому 160-летие со дня смерти писателя мы отмечаем 5 марта.
Гоголь – это целая вселенная. О его значении немало говорилось на протяжении последних 160 лет. Протоиерей Николай Восторгов в одной из своих речей сказал, что такие творцы, как Гоголь по своему значению в истории Русской литературы подобны святым отцам в православии. Со светских позиций судить о Гоголе – это значит видеть какую-то одну грань его творчества. Свои религиозные убеждения Гоголь высказывал всю жизнь – и в художественных произведениях, и в публицистических сочинениях.
Гоголь был с детства воспитан в религиозной семье, отец его рано умер, но мать была человеком набожным, многие люди, знавшие ее, говорили, что она была больше похожа на игуменью монастыря, чем на помещицу. Мать всю жизнь была для Гоголя очень близким человеком, сохранилось много его писем к ней. А своим четверым сестрам он, старший брат, заменил отца, руководил их воспитанием, образованием...
Что читать у Гоголя? Все! Даже в ранних сочинениях, к которым сам писатель относился критически, он глубоко и духовно назидателен. «Ревизор» и «Мертвые души» большинством современников Гоголя поняты не были. Основную идею «Ревизора» Гоголь передал в другом своем сочинении, драматическом, «Развязка "Ревизора"». Там есть такие слова: «…страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба».
На вопрос о том, какая цитата Гоголя наиболее применима к сегодняшним дням, Владимир Воропаев ответил: «Время сейчас такое тревожное, переломное, всем нам необходимо мужество и твердость духа. Гоголь говорил, что мы призваны в мир на битву, а не на праздник. Праздновать победу будем на том свете. Мы – воины».
Игумен Евфимий осматривает экспозицию "Дома Гоголя", в последний раз он был здесь 20 лет назад, когда, будучи студентом писал дипломную работу по творчеству Гоголя под руководством профессора Воропаева.
Игорь Викторович Виноградов, старший научный сотрудник Института Мировой Литературы имени Горького РАН, доктор филологических наук, заместитель председателя Гоголевской комиссии при научном совете РАН «История мировой литературы»: «Отрадно, что мы теперь начинаем понимать Гоголя, как религиозного мыслителя. Духовная составляющая его творчества долгие годы недооценивалась. Отчасти такая позиция была спровоцирована непониманием Гоголя его современниками. Причем из всех современников у нас долгое время предпочитали Белинского. Но даже Аксаковы, ближайшие друзья Гоголя говорили, что совместить в себе христианина и художника – невозможно. В то время как Гоголь, начиная с самых ранних своих произведений, с «Вечеров на хуторе близ Диканьки», уже вступил в литературу как художник-христианин.
Гоголя обычно представляют мистиком, это некая спекуляция на его наследии, не стоит этого делать. Он и сам говорил: «Я не мистик по природе своей». Не обязательно быть мистиком, чтобы быть православным».
Иван Андреевич Есаулов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета, директор центра литературных исследований: «Гоголь для – меня квинтэссенция русской литературы. Творчество его развивалось от юношеского романтизма к христианской вере, в ту же сторону двигалось направление развития и Пушкина и Достоевского».
Можно сказать, что Гоголь показал настоящее направление русской литературы, более того, он показал тот вектор пути, двигаясь по которому Российская Федерация может обрести высокий статус России. Если же мы по этому вектору не последуем, то в итоге мы будем соотноситься с русской культурой примерно так же, как нынешние египтяне с культурой Древнего Египта.
Если вы решили составить представление о настоящем Гоголе, не о том, которого вы в свое время «проходили» в школе, то для начала нужно читать не исследования о писателе, коих сейчас великое множество, а собственные его произведения. И не по одному разу.
И после того, как вы прочтете каждое произведение раза по четыре, можно приступать к чтению исследований. Но помните, что сам Гоголь говорил: «Слухам не верьте никаким».