Иеромонах Димитрий (Першин): Чего мы просим у Бога словами молитвы преподобного Ефрема Сирина

Вечером 8 марта в клубе «Живой уголок» состоялась встреча участников молодежного православного духовно-просветительского общества «Донской». С лекцией о смысле поста здесь выступил иеромонах Димитрий (Першин). Центром ее стало объяснение того, чего же мы просим у Господа Бога, произнося слова молитвы преподобного Ефрема Сирина.

- Пост – это время, которое меняет привычный ход нашей жизни, когда мы понимаем, что живем не настоящей, не своей жизнью, что мы – карикатура на тот замысел, к которому призваны Богом, и с этим нужно что-то делать. Пост – это возможность распрямить себя, поднять глаза к небу. Но при этом пост – и проблема. Проблема потому, что во время поста мы должны правильно выстроить, расправить в себе все уровни существования, бытия: и физический, и душевный, и духовный. Мы можем и открыть в себе и иные уровни, подняться до общения с Богом. Однако если мы ошибемся, то это будет общение с бесами, - в этом и заключается проблема.

Во время лекции

Во время поста главная ошибка – укорение себя за страсти неукорные, которые Господь нам дал вместе с нашим телом – потребность в пище и сне, например, и прощение в себе того, что прощать нельзя, – страсти, которые являются грехом. И потому, когда мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина, мы пытаемся разобраться в том, в чем нужно себя укорять, а в чем – нет.

Вспомним первые слова этой молитвы: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Что такое праздность? Это пустота. Речь идет о той пустоте, что гнездится в сердце человека, который есть бесконечная бездна. Человек несоизмеримо больше своего тела, он пытается наполнить себя, такого огромного, как вселенная, грехами, страстями, властью, наслаждениями – чем угодно. Но бездна не наполняется. На самом деле, она предназначена Богу, кроме Него ничем заполнена быть не может. А дух пустоты не допускает нас к Господу повернуться, разъедая душу.

Отсюда рождается уныние. Мы призваны Богом, а нас – нет. Мы делаем то, чего делать не должны, и от этого больно, плохо, руки опускаются.

Мы пытаемся компенсировать это гордыней, властью, отсюда – любоначалие, любовь к власти, стремление как можно больше места занять в мире. Ну, хорошо, заняли. А дальше что? Давайте из пустого в порожнее переливать. И получается – празднословие, пустословие. Слово имеет силу, мощь – оно соотносит наш мир с миром замысла Божия. Слово черное этот замысел от нас закрывает, разрушает его в наших глазах. Поэтому мы просим Бога, чтобы не было того духа, который погрузит нас в иллюзии. И любоначалие, и празднословие – это иллюзии бурной деятельности, ненастоящая жизнь, ложь.

Во время лекцииВо время лекции

А чего же мы просим в дар? Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Целомудрие – это о чем? Вовсе не о том, чтобы ходить, взявшись за ручки, и целоваться после свадьбы. Целомудрие – это целостность разума, который как раз и призван выстраивать в человеке порядок бытия.

Только целый разум можно понимать, что является приоритетом – это Царство Божие. А вслед за этим все выстраивается, находит свое время и место. Что такое правильный поступок, следование воле Божией? Это делать то, что нужно, тогда, когда нужно, так, как нужно. А ошибка, грех – это когда мы делаем не то, не тогда и не там. Однажды Адам и Ева пошли за своим животным инстинктом – увидели в яблоке калории, а не подвиг самоограничения, который нужно было совершить. И в мире появилось зло. Зло всегда появляется, когда переворачивается, искажается порядок бытия. Если мы будем забивать гвоздь вазой, это будет злом. И зло совершил Адам – с собой. Для него в какой-то момент высшей целью стал не Бог, а нечто совершенно иное. Он хотел обожиться, стать как Бог, но – без Него. В итоге произошло в раю три раскола: между Богом и человеком (человек перестает понимать, Кто есть Бог, прячется от Всевидящего, как безумный, за кустами), между людьми (стыд друг перед другом, невыносимое видение себя через призму восприятия другого) и раскол в самом человеке (нежелание раскаяться). Человек заболевает смертью, изгоняется из рая. Но это горькая пилюля, в конечном итоге, приносит плоды – Адам все же приносит покаяние, ему даруется надежда на возвращение.

Смиренномудрие – это умение трезво себя оценивать. Очевидно, что без него невозможно перестройка собственной души, распрямление человека.

Терпение и любовь . Что такое терпение? Это школа любви. Любовь – высшее. Терпя других, мы учимся любить других людей и – Бога.

В общем, мы просим, чтобы Господь послал нам того духа, который сделал бы нас настоящими, такими, какими мы созданы по замыслу Божию. А дальше дается алгоритм, как этого достичь. Можно, конечно, только просить, но православное учение говорит, что человек – это не просто глина в руках Горшечника, человек еще и соработник Бога. Без нашего собственного усилия мы не спасемся.

СлушателиСлушатели

И молитва святого Ефрема учит нас тому, что делать. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Мы все обладаем пагубным навыком видеть чужие соринки, не замечая бурелома в своем глазу. Но на самом деле, мы – нищие, слабые и убогие. Первая добродетель монаха – не ангелов видеть, не какие-то духовные подвиги совершать, а видеть собственные грехи. И все подвижники христианские именно этого у Бога просят. Увидишь грех – сможешь от него избавиться, душу свою бессмертную спасешь.

Молитва преподобного Ефрема исправляет тот вывих, который когда-то произошел по ошибке Адама и который до сих пор присутствует у нас. Эта молитва позволяет нам вернуться к пониманию того, что в нас не так, и может быть, дает возможность что-то изменить.

Фото Дмитрия Пасечного


 

Несколько слов о молодежном духовно-просветительском клубе «Донской»

Иеромонах Косма (Афанасьев), руководитель клуба «Донской», где состоялась встреча с отцом Димитрием, рассказал «Татьянину дню», что объединение существует уже около года и было образовано по благословению наместника Свято-Донского мужского монастыря, епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

- Мысль об открытии клуба зрела давно. Помощь оказала Московский Финансово-юридический университет, выделив нам один день в неделю в «Живом уголке» (клуб находится в ведении МФЮУ). На встречу сюда приходят прихожане нашего монастыря – разного возраста, не только молодежь. Сначала мы просто приглашали священников, которые читали лекции, проводили беседы. У нас побывали уже протоиерей Димитрий Смирнов, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Николай Соколов, протодиакон Андрей Кураев и другие. Теперь стали смотреть кино, организовывать концерты – к нам в гости приходили музыканты Псой Короленко и Леонид Федоров, например. Но музыкальный диапазон широк: на встречах звучит не только современная, но и классическая музыка, фольклор, авторская песня.

8 марта на площадке «Живого уголка» состоялся показ документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» и концерт молодых оперных певцов, лауреатов международных конкурсов и приглашенных стажеров Молодежной Оперной программы Нидерландов.

Недавно «Донской» стал организовывать паломнические поездки – участники клуба посетили Троице-Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Дивеево.

Главная цель клуба «Донской», по словам отца Космы, - увлечь, заинтересовать молодежь, дать альтернативу пустому времяпрепровождению.

Пока у молодежного духовно-просветительского клуба нет своего сайта (но он скоро появится!), информацию о встречах здесь можно узнавать на страничке «ВКонтакте».

Фотографии Андрея Иванова 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале