Пророк Наум - покровитель учащихся?

В первый день зимы на поле идти незачем. Озимые посажены, работы никакой нет. На дворе холодно. Сиди себе в избе да грейся на печке. А то и делом займись - поучись уму-разуму.

 

 

Но без Бога действовать нельзя. С утра 1 декабря (по ст.ст.), в день памяти пророка Наума, семья отправлялась в церковь. После литургии служили молебен, чтобы Господь благословил ребенка на учение. Особенно молились пророку, в самом имени которого слышался «ум» - Науму.

«Пророк Наум наставит на ум», - говорили на Руси. И называли Наума Грамотником.

После молебна учитель (например, приходской дьячок) приходил домой к будущему подопечному.  Первое занятие было очень коротким и весьма символическим. Затем следовало угощение. А уже на другой день ученик шел к учителю и начинались учебные будни.

Сегодня такой график занятий нам не очень привычен. У студентов-то уже целый семестр позади и вот-вот начнется зачетная сессия. Но ведь пророку молятся не только о начале учения, но и о помощи в постижении науки вообще. Так что у учащихся есть еще один небесный покровитель.

Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем.

На самом деле оно переводится как «утешение».

Пророческая Книга Наума посвящена падению великого города тогдашней Ойкумены - ассирийской столицы Ниневии.  Примерно за столетие до пророчества Наума в Ниневию ходил пророк Иона. Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен. На этот раз Ниневия погибла в 612 году.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван елкосеянином. В арабском предании Елкос - это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка - упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»). По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению,  она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Поскольку Наум пишет о падении Но-Аммона (т.е. Фив), которое произошло в 663 году, и предрекает гибель Ниневии (612 год), можно сделать вывод о том, что его книга написана в промежутке между этими событиями. Указание на Ниневию как на цветущий город, позволяет уточнить даты: в 630 и 624 году на город нападали скифы, в 626 году произошло вторжение сирийцев.

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу. Вероятно, правители Ассирии были жестокими людьми: недаром Наум называет ее столицу «городом кровей». Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, - Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей                                                                 

Падение Ниневии вызвало большую радость и ликование в мире, который Ассирия безжалостно сокрушала. Даже язычники усматривали в судьбе империи кару за ее преступления и святотатства. В Иерусалиме гибель огромного города (длина которого равнялась 100 км!)не могли считать случайностью. «Исторические события лишь кажутся пестрым хаосом, тогда как над всеми столкновениями противоречивых сил и воль царствует единая воля Творца и Судии», - писал по поводу падения Ниневии о. Александр Мень. Город получил возмездие за свои грехи, справедливое наказание за совершаемые в течение многих десятилетий злодеяния. Митрополит Филарет пояснял, что библейские пророки не изображают историческое возмездие «некиим особенным действием карающего Бога, но как бы естественным только действием самих грехов». После иониной проповеди и раскаяния ниневитяне не исправились, а вернулись на путь зла, что и привело их к гибели. 

 

           

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале