К слову о необходимости покаяния: три года со дня кончины пушкиниста Валентина Непомнящего

С того дня, как ушел от нас Валентин Непомнящий, прошло три года. Ему не довелось дожить до переживаемых нами потрясений, стать современником нынешней «роковой минуты», по Тютчеву. Но для всех, кто внимал его слову, его боль за все, что происходит с Россией, остается памятной, внятной. И мы хорошо помним, что эта боль никогда не была удрученной, в ней всегда сохранялась надежда: раз мы с Пушкиным, все выправится. Не «само», понятно, не без нашего к этому стремления. И поэтому так важно для нас снова и снова обращаться к слову о России филолога-философа (как он сам себя обозначил однажды) и к его итоговой мысли в этом плане: о необходимости покаяния.

Белая ворона 

Валентин Непомнящий

В 2004 году в Доме Русского Зарубежья отмечали 30-летие журнала «Континент». Среди выступавших авторов был и Валентин Семенович Непомнящий. Явным диссонансом прозвучал его голос. Он говорил с любовью к России, а не только к русской культуре. Его слово было, не побоимся сказать, патриотическим. Его задача и всегда заключалась не в том, чтобы дать оценку тому или иному явлению, а в том, чтоб (позволю себе высокопарность) прислушаться к биению сердца в этом явлении или в пушкинском слове, к нему относящемся.

Несомненно, он был человеком очень интеллигентным. Есть, однако, разница между интеллигентностью как культурой личностных установок и, по выражению Николая Бердяева, принадлежностью к «ордену» русской интеллигенции, каковая обязывает относить себя к «лучшим людям», совесть которых никогда не смирится с имевшими место и творящимися ныне несправедливостями! Увы, не это ли «чувство ответственности» и привело к ответственности реальной и до сих пор не осознанной? «Орден» вполне послужил тому «разрушению в головах», результатом которого явилась катастрофа 1917 года (вспомним осмысление происшедшего по горячим следам: сборники «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918)). Так вот, Валентин Семенович к «ордену» не принадлежал. Он был человеком и порядочным, и отважным: его исключили из коммунистической партии за сбор подписей в защиту диссидентов Александра Гинзбурга и Юрия Галанскова, составивших «Белую книгу» о знаменитом процессе Андрея Синявского и Юлия Даниэля и лишенных за это свободы. Но он сам диссидентом не был – об этом внятно пишет профессор Олег Скляров в предисловии «Феномен Непомнящего» к сборнику работ Валентина Семеновича «Удерживающий теперь» (М. 2022). «Свобода» не была его кумиром, а его патриотичность вызывала порой такую оценку у кого-нибудь из друзей, которая разрушала дружбу. Он был и остается белой вороной.

Валентин Непомнящий о покаянии

Валентин Семеновичне был «учителем жизни» и чурался возможности оказаться в роли такового. Он говорил и писал от сердца. Его слово о покаянии – это прежде всего слово пушкиниста, сердцем догадавшегося, в чем смысл последней ремарки трагедии «Борис Годунов». «Герои трагедии слепы, – писал он в работе«Театр Пушкина». – Слеп до поры до времени и народ, обвиняя Бориса и не видя своей собственной вины. Он увидит ее в финале. <…>. И в бездонное содержание последней ремарки «Народ безмолвствует» войдет и душераздирающий молчаливый вопль: «Что мы наделали?»».

В статье 1990-го года «Предполагаем жить» Валентин Семенович пишет: «Финал «Народ безмолвствует» появился, как известно, много позже окончания трагедии. Белинский <…> положил начало советской трактовке. Но, может быть, хоть мы, на своей шкуре испытавшие, что после этого бывает – после убийства, узурпации, террора, попущенных нами же, народом, – поймем смысл пушкинского финала. / Многие думают, что покаяние – это биение себя в грудь, посыпание себя пеплом и поливание грязью. Покаяние, в религиозном смысле, есть изменение сознания, «метанойя» по-гречески. Не это ли должно совершиться в финале трагедии? – но Пушкин опускает занавес».

Есть, однако, работа Валентина Семеновича, в которой слова о необходимости покаяния звучат, как колокол в Угличе после убийства царевича. Это статья «Да ведают потомки православных» (1992). В ней обозначена как бы ось нашей истории – от конца ХVI века к началу ХХ-го: от убийства царевича к убийству царевича. Непомнящий пишет: «Сегодня мы думаем и мечтаем о возрождении России, некоторым кажется, что единственный ключ к этому возрождение монархии, восстановление «образа правления» (Пушкин). Но разве можно помышлять об этом, не помышляя о главном – о возрождении образа Божьего в человеке? А это означает возрождение образа Божьего в себе. И если мы, до сих пор живущие по лжи и злобе, не увидим, что в жизни каждого из нас был – и не раз – свой убиенный царевич и не ужаснемся этому, и не перестанем кивать на кого-то, кто испортил нам жизнь, мы будем продолжать платить, платить так, как платит всякий, живущий по извращенным законам. И пусть хоть все хоры запоют, и все храмы откроются, и зазвонят все колокола, не будет возрождения России, будет продолжение того погибельного пути, который ведет в наши дни через бессудный расстрел в подвале ипатьевского дома». Далее – о финале трагедии «Борис Годунов» и о прозорливости именования нас пушкинским Пименом «потомками православных». 

Слово святителя

«Учитель жизни» по своему призванию – один из самых близких к нам по времени святых – святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский неустанно призывал русских к покаянию. Призыв его был конкретным: покаяться в цареубийстве. Он считал причастным к злодеянию весь народ и словами о покаянии завершал каждую проповедь, относившуюся к Царской Семье, а такие проповеди у владыки Иоанна звучали часто. Святитель ставил вопрос однозначно: Россия не возродится, если не покается в убийстве Царя и его семьи.

Может ли быть воспринят этот призыв в его общности – при отсутствии общности? Объединенные любовью к русской культуре, мы остаемся (порой категорически) разобщенными в существенных моментах наших воззрений. И уж в чем нет согласия, так это в отношении к Царю Николаю II. Или, скорее, такое согласие есть у большинства – только в плане негативном. Да, мол, – так часто считают – Церковь правильно поступила, что признала их страстотерпцами, но ведь только страстотерпцами, а если подумать о времени правления… – далее следует если не традиционная хула, то глубокое пренебрежение. А бывают сочетания вполне удивительные: у меня есть знакомый, у которого на полке стоит икона Царской Семьи и который запросто может сказать (сгоряча) о Царе: «Его было за что расстреливать». Я слышал от разных людей не раз: «Почему я должен выделять его из стольких невинных жертв?». Никто никому ничего не должен. Но вообще-то мы призваны к любопытству, в пушкинском смысле слова. Но мы ленивы, а точнее сказать, равнодушны. И от равнодушия имеет место не только отсутствие покаяния, но порою и явные признаки противоположной настроенности.

Известно, что поздней весной и в начале лета 1918 года большевики распускали слух о расстреле бывшего царя, потом опровергали. Зачем? Посмотреть реакцию – она была нулевая. Вот Царскую Семью и расстреляли – с молчаливого народного согласия. Тем и мы причастны цареубийству – безразличием. Не к преступлению – к правде о Венценосцах. Так слово св. Иоанна Шанхайского обращено и к нам.

Валентин Непомнящий о последнем Царе

Занятия Пушкиным привели Валентина Семеновича к православной вере. Через Пушкина расположился он к монархии. Можно не сомневаться, что крушение Российской Империи он считал величайшей национальной катастрофой. Он не называл Императора Николая II «слабым», не упрекал его в том, что тот «не справился», говорил о предательстве – о том, что Царя «все оставили». Но без осуждения, с одной лишь горечью, упрекал его в том, что в ключевой момент, отрекаясь от Престола, Государь думал о сыне, а не об отечестве. Эта мысль звучала всякий раз в размышлении о ключевых моментах трагедии «Борис Годунов». По Непомнящему, царь Борис перед смертью и не думает о главном, о покаянии, он занят лишь передачей престола сыну, необходимостью наставить его, успеть… «Перекличка времен» получается следующая: мол, и там, и там, весьма по-разному, но мысль не о главном, а только о сыне.

Возражу Валентину Семеновичу. Неизвестно, как бы сложилась ситуация, если бы отречение считалось совершенным в пользу Алексея Николаевича. Я говорю «считалось», поскольку нет достоверной картины того, что происходило 2 марта 1917 года в царском поезде в Пскове. Известна крайняя подлость заговорщиков, в частности, несомненная подложность того «манифеста», который по сей день считается документом об отречении. Судя по словам и поведению Императора, он что-то и вправду подписал, но документ был, скорее всего, уничтожен. Ясно, что никакой нормальности ждать от заговорщиков не приходилось. И ясно, что, пойманный в ловушку, Царь хотел одного: избежать кровопролития. Как же он не думал об Отечестве? Борис Годунов не думает о Боге, о том, что сейчас предстанет перед Ним, а Государь перед Богом идет на согласие отказаться от власти, тому явный знак – явление «Державной» иконы Божией Матери 2 марта 1917 года. В ночь перед этим Государь не спал, усердно молился.

Я хотел бы выразить солидарность с призывом Валентина Семеновича к покаянию, но при этом конкретизировать его, внести уточнение, напомнив о призыве (даже, можно сказать, о предупреждении) святителя Иоанна Шанхайского.

Неизвестно, как бы отнесся пушкинист к моему «уточнению». Но известно, что он благосклонно отнесся к тому, с чем читатель встретится в следующем пункте – где приведен «дайджест» моего доклада «Монархические представления А.С. Пушкина и последний русский царь Николай II», произнесенного на Пушкинской комиссии в марте 2013 года.

Пушкин в сослагательном наклонении

Зададимся неразумным вопросом в сослагательном наклонении: как бы Пушкин отнесся к отречению Государя? Однако вопрос этот начинает видеться не столь неразумным, а сослагательное наклонение не столь запретительным, если вспомнить слова русского философа Ивана Ильина, произнесенные в речи к 100-летию со дня смерти поэта «Пророческое призвание Пушкина». Во вступительной части философ сказал, что чествовать Пушкина здесь собрались главным образом для того, «чтобы засвидетельствовать и себе, и ему, чей светлый дух незримо присутствует здесь своим сиянием, что все. что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас; что мы неотрывны от него так, как он неотрывен от России; что мы проверяем себя его видением и его суждением, что мы по нему учимся видеть Россию, постигать ее сущность и ее судьбы; что мы бываем счастливы, когда можем подумать его мыслями и выразить свои чувства его словами … что вещие слова «Пушкин – наше все», верны и ныне и не угаснут в круговращении времен и событий…».  Встав на такую точку зрения, можно прямо поставить задачу: взглянуть на трагедию России и на личность последнего нашего Царя глазами Пушкина.

В докладе предлагалось рассмотреть идеальные черты монарха, по произведениям Пушкина, и обоснованно убедиться в том, что наш Царь-мученик этим чертам соответствовал: деятельное отношение к жизни страны, при необходимости – твердость, порой – милосердие, неукоснительная мысль о благе России.

Валентин Семенович однажды сказал, что, может быть, самый значимый герой Пушкина – это Петр Гринев. Да, по неяркости он не на слуху. В том докладе пришло мне в голову сопоставить с ним Николая II. Вот их родственность: непреложные долг и честь и отсутствие желания выставляться.

Что же касается добровольного отказа от власти, то были современникиНиколаяII, которые тогда уже понимали жертвенный характер его шага (патриарх Тихон, к примеру), думаю, и Пушкин бы понял. Как писал Иван Ильин в работе «Почему сокрушился монархический строй в России»: « Когда созерцаешь эту живую трагедию нашей Династии, то сердце останавливается и говорить о ней становится трудно. Только молча, про себя, вспоминаешь слова Писания: «яко овча на заклание ведеся и яко агнец непорочен прямо стригущаго его безгласен …». Увы, при теперешней готовности к празднословию, говорить о 1917 годе нетрудно – только не как о трагедии.  

Обетование змиево или завет Христов?

Царя Николая II, равно как и Царицу, не любят по следующим, достаточно тривиальным, причинам: 1) приятно в ком-то найти виновников всех наших бед; 2) утешительно над кем-то позабавиться («слабый царь»), а по поводу кого-то муссировать скверномыслие (экзальтированная, истеричная, высокомерная и пр.); 3) либерально чураться «царебожников». В целом же достойно держаться принадлежности к «ордену лучших людей»: нас никто не послушает, но мы-то знаем, как надо и как было надо. Потому что мы ведаем добро и зло.

Вне православия, вне Церкви, без молитвы может ли речь идти о покаянии? Возможна ли «метанойя», не просвещенная светом Христовым? Увы, не могу не признаться, что тот мой знакомый, который знает, за что Царь-мученик был достоин расстрела, – издавна приверженный Церкви человек. В людях все сочетается, даже «да» и «нет», фарисейство и неложная вера, почитание Царственных мучеников и доверие к «честному коммунисту» Юровскому. Кто же запретит сочетанию?

Национальная болезнь, принятая народным сердцем отрава (лжи, клеветы, насмешки, осуждения, приговора) так запросто нас не покинет. И, пожалуй, мне есть что здесь рассказать о себе самом.

Помню, еще в дошкольном возрасте папа объяснял мне, почему было нужно расстрелять царскую семью: белые подходили к городу, и ради революции никак нельзя было допустить, чтобы они их освободили. И вот что я помню: как безоговорочно согласился с «революционной необходимостью» и как мысленно куда-то в угол запихнул вопрос о детях, не спросил о них! Что ж, мне никуда не деться от того запихивания, так оно во мне и останется… Даже после полного переосмысления, яд, уже не действуя, может о себе напоминать. Молодые поколения от подобных вещей свободны. И только смена поколений поможет отраву изжить!

Пора, как мамонтам, уходить со сцены. И такая в молодых современниках чувствуется порой чистота, что пропадает при мысли о будущем всякое удручение, и возникающую надежду воспринимаешь как «якорь, безопасный и крепкий» (Евр.6.19). Может, и «орден лучших людей» сойдет со сцены? Мысль останется, а «мысленного волка», змия – не станет?

Прийти в себя

В размышлениях о романе «Евгений Онегин» Валентин Непомнящий не говорит напрямую о необходимости покаяния. Но последняя, восемнадцатая часть телевизионного цикла, посвященного этому роману, дышит мыслью об этом. Какой быть России? – задается вопросом филолог-философ – «беглой» или настоящей? К первому слову, «беглая», он приходит через «Бесов» Достоевского, заметив, что образ Ставрогина есть продолжение образа Онегина. Вспоминается «Пушкинская речь» Достоевского и его размышление об Онегине как о страннике. Вспомним, как горько переживал Достоевский оторванность от почвы нашей интеллигенции (весьма милосердно называя это «странничеством»). Петр Струве в сборнике «Из глубины» (1918) говорит пожестче – об отщепенстве. К слову, Струве был единственным из деятелей «борьбы за освобождение», кто покаялся и покаялся не «вообще», а в негожем отношении к Государю. 

Светлая память Валентину Семеновичу. Слава Богу, он остался – не «как живой», а просто – живой во множестве видеозаписей. И заражает, как заражал при жизни, надеждой. Потому что Пушкиным дышит, и это нам сообщается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале