Русская жизнь по Никите Михалкову. Ч.2
Созерцательность и восторг
Что неизбывно в русском человеке? Созерцательность и восторг. Причем восторг не по поводу того, что увидел в витрине - игрушки какой-нибудь, костюма - но восторг, который нельзя потрогать руками. Причину этого восторга нельзя потрогать руками.
Мой французский продюсер сказал гениальную фразу (и не понял, почему я на него вылупил глаза): «Моя родина - там, где меньше налоги». Скажите эту фразу любому европейцу, он не увидит в ней ничего, на что можно вылупить глаза. Скажи это русскому... Мне кажется, это ответ на многие вопросы, которые сегодня здесь звучали. Знаете, как у Розанова: «Мигнет одни русский человек другому хитрым глазком, и все понятно. Вот чего нельзя с иностранцем».
Моя мечта
- Вот вы говорили о
национальных интересах, вот, например,
в событиях в Южной Осетии наша страна
показала себя твердым, сплоченным
организмом. Однако насколько сильно
отличаются интересы представителей
власти, которые покупают себе футбольные
клубы, яхты, недвижимость за границей,
от интересов простого народа, у которого
эти люди отобрали природные богатства,
промышленность. Вы не считаете, что
странно говорить о каких-то национальных
интересах, когда существует такое
большое различие?
Что ж странного? Как
раз потому я и говорю о единых национальных
интересах, что существует такое различие.
Я же не говорю, что все хорошо, что так
и должно быть. В одной летописи 12 века
есть такая фраза, что что-то не получилось,
потому что делалось «тяжким,
звероподобным рвением». Мы богатеем
с этим рвением, мы нищаем с этим рвением,
мы пьем с этим рвением, мы даже запрещаем
пить с этим рвением. Ведь невозможно
сказать: давайте, все, богатые, отдавайте
свои деньги, хотя бы половину. Ведь даже
говоря о фильме «12», я же не говорю,
что так есть, я говорю, что так должно
быть. Я не знаю, взял бы к себе этого
мальчика я, Никита Михалков. Но я говорю
о том, как хотелось бы, чтобы было. Когда
мне говорят: это неправда! Я говорю:
«Неправда, конечно! Да только не все
там неправда». Это моя мечта и это
мое предложение. Когда я говорю об этом
единстве, я говорю о том, что должно
быть. Опять же, возвращаясь к Столыпину.
Почему происходит такое различие? Потому
что не существует среднего класса.
Потому что не существует человека,
которого называли «Кулаком»,
крестьянином-середняком и помещиков.
Когда в слово «барин» человек
вкладывает отрицательный смысл, его
самого не назовешь по-другому, кроме
как «холоп» и «раб». Барин -
это не тот, кто лежит на диване, это тот,
кто несет ответственность за землю и
за людей, которые обрабатывают эту
землю. Посмотрите, что творится с
деревнями, с полями, они заросли все.
Нету человека не земле!
Я убежден, что в России могут пройти реформы только те, которые вписываются в русский фольклор. А русский фольклор - плод русского характера: Иван-дурак, жили три брата, двое работали, один бездельничал. Потом пошло-поехало, по щучьему велению: хочу того, хочу этого. Так вот я совершенно уверен, что когда в армии служили три года, потом два года, и вот служит в армии миллион человек, и вот есть триста тысяч, которым сказали: «Ребят, вам все равно еще два года служить, давайте вы год служите здесь, а на другой год - повзводно, с оружием, с командиром - в батраки, на ферму». Кто хочет, тот пойдет. Если все, то это насилие. Но если из тридцати человек пять посадят, вырастят, уберут и почувствуют, что это такое, они останутся. Уговорами - давайте все строить БАМ - уже сегодня не сделать ничего. Но русский человек на все может пойти, если ему это объяснят. Что и делал Столыпин. Возвращаясь к вопросу о единстве, я не говорю, что сегодня оно есть. Но мне кажется, есть путь к нему.