«Кристмаспати» и Крисмука: Рождество в странах с нехристианскими традициями
Рождество в Японии. Фото: Awanderingscribbler.com |
Санта-Клаус в Японии. Работает
Ярким образцом восприятия проекта празднования Рождества как праздника, главным героем которого предстает Санта-Клаус, стала Япония, где христиане составляют менее 2% населения и где оно не является национальным праздником. Несмотря на это, популярность христианского праздника неуклонно растет, особенно среди молодых японцев. Идея рождественского обмена подарками прекрасно вписалась в японский образ жизни, где подарок выступает в роли важного жеста вежливости. И, соответственно, уже за несколько недель до Рождества культурное пространство торговых центров и рекламных роликов наполняется рождественскими декорациями и песнями, в соответствии с рождественскими традициями украшаются дома и улицы городов, которые освещаются праздничной иллюминацией, организуются многочисленные «Кристмаспати», и Япония постепенно впадает в рождественский «Konsumrausch» под звуки рождественских песен. Именно этот сценарий реализуется в разных странах по всему миру. И, кажется, что проект празднования экспортируемый праздник Рождества заранее не подразумевает никакого христианского контекста.
Войны за Рождество. Два сюжета: «Под маской Санта-Клауса» или «Кто украл Рождество»
В современном мире вокруг празднования Рождества сложилась ситуация, которую можно обозначить как «войну за Рождество», и война эта развернулась в форме своеобразного «конфликта интерпретаций», где стратегии, скрывающей праздник под маской, а, точнее, имитирующей его, оказались противопоставлены различные попытки «подрывного чтения», эту маску срывающего. «Войны за Рождество» развернулись вокруг двух ключевых вопросов, «кто скрывается под маской Санта-Клауса» и «кто украл Рождество». Именно вокруг этих двух «сюжетов» разворачивается спор, в котором сталкиваются различные голоса эпохи. Видимо, идентичность Санта-Клауса является главной проблемной зоной. Проблематичность идентификации сущности праздника Рождества Христова стала, пожалуй, основной его характеристикой в постсекулярную эпоху.
Кадр из фильма «Плохой Санта» |
Санта-Клаус в американском кинематографе
Свой вклад в постановку этих вопросов внес американский кинематограф, в котором в центре внимания фильмов, связанных с образом Санта-Клауса, оказалась маскарадная природа его образа. В таких фильмах, как «Такси-2», «Плохой Санта», «Как Гринч украл Рождество» и др., совершилось своеобразное «развенчание» образа Санта-Клауса и обозначена главная интуиция, согласно которой под маской может скрываться далеко не безобидное лицо.
Рождество и политкорректность
Даже поверхностный анализ знакового пространства праздника Рождества в современном мире обнаруживает постепенную дехристианизация праздника, которая, с одной стороны, которая связывается с идеологией политической корректности как завоевания демократической культуры, озабоченной вопросами недопущения никаких форм дискриминации во всех сферах жизни (расовой, культурной, религиозной, половой и т.д.), с другой стороны, это можно воспринять как создание оптимальной ситуации для экспансии, обеспечивающей стратегии максимальную инклюзивность и потенциально необозримо широкую сферу влияния. Центробежный потенциал политкорректности, видимо, рано или поздно столкнет нас с реальностью, когда под маской Санта-Клауса мы сможем увидеть женщин.
Фото: Pinterest |
Крисмука: между Рождеством и Ханукой
Эпоха постмодерна уже не ищет границ трансформации образа Санта-Клауса, так как поставлена под сомнение сама возможность какой-либо идентичности. Так, например, в Нью-Йорке вдохновленный подростковым телесериалом предприниматель Рон Гомпертц выступил с инициативой создания нового праздника, который смог бы объединить христианское Рождество и иудейскую Хануку в один общий праздник Крисмука (Chrismukkah). По мысли автора проекта, Крисмука должна праздноваться с начала Хануки и до Рождества Христова по новому стилю. Ни католики, ни иудеи эту идею не поддержали, хотя подобного рода проекты вполне логичны для цивилизации, осознающей себя сегодня как «иудео-христианская».
Антикапиталистические протесты «левой альтернативы»
Голоса протеста раздаются и со стороны разных представителей «левого движения», в котором антиглобалистская направленность соединяется с постмарксистской антикапиталистической установкой в духе продолжения традиций Критической теории Франкфуртской школы (Адорно, Хоркхаймер, Маркузе и др.). В контексте антибуржуазной критики власти транснациональных корпораций антиглобалисты также видят в проекте «Xmas», как теперь часто называют празднование Рождества, одно из проявлений экспансии капиталистического мира, выражающейся сегодня в форме внедрения в ткань культурного сознания различных государств потребительских стратегий для установления нового мирового порядка. Критика со стороны «левой альтернативы» выражается в форме призыва: «Пролетарии всех стран, не празднуйте Рождества» («Proletarier aller Länder: Feiert kein Weihnachten!»). На этот призыв откликнулись многие движения и группы, позиционирующие себя как «анти-рождественские», разумеется, в значении «антикапиталистические», а не «антихристианские».
Япония: Дзента-Клаус против Санта-Клауса
В Японии, казалось бы, безболезненно интегрировавшей праздник Рождества в своем культурном пространстве, в то же время возник проект альтернативного праздника, главным героем которого стал «Дзента-Клаус», соединивший в себе мотивы традиционного для японской культуры дзен-буддизма с установками экологического сознания, результатом чего стал призыв сделать Рождество «Днем без покупок». Однако отсылка к традициям дзен и «экологизм» все-таки, видимо, выдает представителей «левой альтернативы», которая всегда характеризовалась симпатией к «зеленым» и любовью к ацентричным и антирационалистическим духовным практикам.
Христианский мир против коммерциализации Рождества Христова
Самое важное — это сопротивление христианского мира коммерциализации и профанизации праздника. Против коммерциализации праздника выступил предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Немецкие христиане выразили недовольство новым путеводителем по стране, выпущенным немецким правительством для вновь прибывших эмигрантов, где в главе, посвященной традиции празднования Рождества перед читателем предстает полный ассортимент «рождественской индустрии», рассказываются легенды о Санта-Клаусе, в то время как о рождении Христа в книге не сказано ни слова. Протест против коммерциализации главного праздника Католической Церкви объединил многочисленные кампании против Санта-Клауса, развернувшиеся накануне наступления 2007 года в Австрии и Германии, во многих местах официально запрещено его присутствие на рождественских ярмарках.
В западном христианском мире наиболее радикальной попыткой сопротивления коммерциализации праздника стал проект американца Арта Конрада, установившего во дворе дома белый крест высотой 4,5 метра, на котором был распят Санта-Клаус. Рождественские открытки с фотографией распятого Санта-Клауса Конрад разослал своим друзьям. Открытки сопровождала подпись: «Санта умер за твою MasterCard». В Англии Британская церковная рекламная служба, заказавшая ряд постеров, на которых Младенец-Христос предстает одетым в шубу и колпак Санта-Клауса, один из трех волхвов приносит младенцу-Христу свой дар, на котором болтается магазинный ценник, младенец Иисус предстает и в образе героя кубинской революции Че Гевара, уже давно превратившегося из символа контркультуры в рекламный лейбл. За такого рода культурными артефактами, возможно, кощунственными для православного восприятия, чувствуется стремление запустить механизм памяти, остановившийся в эпоху амнезии как одной из техник «производства сознания в эпоху постмодерна».
Фото: Argusphotography.blogspot.com |
Заключение. Праздник Рождества Христова в плюралистическом «хаосмосе» постмодерна
В плюралистическом «хаосмосе» эпохи постмодерна традиция празднования Рождества и связанный с ней образ Санта-Клауса вбирает в себя горизонт потенциальных превращений, возможных в мире совершившейся «деконструкции», в котором любая идентичность понимается как маска. Поэтому Санта-Клаус в образе бандита, вора и гангстера в американском кинематографе также логичен и закономерен, как и появившийся в голове одного из жителей Нью-Йорка под воздействием телесериала проект праздника Крисмука, соединяющего христианское Рождество и иудейскую Хануку, вызвавшего протесты как католиков, так и иудеев города. В культуре потенциально ничем не ограниченной «интертекстуальности» невозможна никакая идентичность, идентичность понимается как результат неправомерного отождествления, явившегося следствием «мистификации сознания». Эпоха постмодерна не может согласиться с принципиальной онтологической разностью сакрального и профанного, храма и торгового центра, поста и карнавала, участия в Рождественской службе и «рождественского шоппинга». Карнавал под маской поста — это один из образов трансформации, претерпеваемой христианской культурой в «постметафизическом» мире, в котором неполиткорректными и подозрительными выступают любые намеки на такие понятия, как Центр, Исток, Истина. Образ карнавала необычайно точно отражает суть социокультурной ситуации, реализуемой как спектакль. Образ святого, рекламирующего кока-колу, - абсолютно постмодернистский образ, реализующийся в культуре не уходящей эпохи постмодерна, в которой икона и рекламная этикетка являются равноправными формами. В «обществе спектакля» карнавал становится одной из главных стратегий культуры, направленной на демонстрацию «веселой относительности всего».
Эпоха постмодерна активно распространяет в мире всевозможные техники амнезии, во многом построенные на стратегии «антипамяти». Одной из фигур такой антипамяти и является образ Санта-Клауса, который, имитируя традицию празднования Рождества Христова, выступает как эталонный симулякр, не отсылающий ни к какому прошлому, кроме своего собственного. Образ Санта-Клауса соотносится не со святителем Николаем, и не с Христом, а с такими героями, как Микки-Маус, покемоны и другие герои диснеевской мультипликации, его культурный контекст, скорее, соотносится с Мак-Дональдсом, Голливудом и Диснейлендом. В такой перспективе стирается принципиальное различие между такими праздниками, как Рождество, Хеллоуин и День святого Валентина.
Во время холодной войны США потратили не один миллион долларов на то, чтобы вытеснить из своего языка русское слово «sputnik» и заменить его на «satellite».
Один из принципов постмодернистской архитектуры, как ее описывал Дженкс, состоял в том, что архитектурный ансамбль, должен выстраиваться вокруг центра, при том условии, что сам этот центр будет оставаться незанятым. В такой отсутствующий и незанятый центр в эпоху постмодерна постепенно превращается праздник Рождества, где вместо Христа выступает Санта-Клаус, место которого в некоторых школах уже занял рождественский клоун.
Источник: журнал «Богослов»
Впервые опубликовано 26 декабря 2008 года под названием «Рождество в эпоху постмодерна. Ч.2»