От семене их есть Плод благославен
Праотцы - это предки Христа по человечеству, и потому их память предваряет праздник Рождества. Народ Израиля был создан Богом, чтобы нести остальным народам Свет и Истину. Иудеи понимали, что спасение человечества свершится благодаря Мессии, который должен родиться на земле. Родится он от женщины, и потому каждый иудей мог потенциально стать предком Мессии со стороны людей. Быть предком Христа значило участвовать в деле спасения Мира. Только самые праведные люди могли удостоиться этой чести. «Яко от семене их есть Плод благославен», - поется в сегодняшнем тропаре.
Условно можно выделить праотцев, которые жили до потопа (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех), тех, кто жил от потопа до дарования израилю Закона (Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф). Иосиф считается последним из патриархов. К праотцам относятся также праведные родители Богородицы (Богоотцы иоаким и Анна), и праведный Иосиф, обручник Богородицы. Это ближайшие родственники Христа по плоти. А также апостол Иаков Праведный и царь Давид.
В Церкви святых праотцев начали почитать примерно со второй половины IV века. Первоначально праздновали память только Авраама, Исаака и Иакова. Со временем в число праотцев были включены прочие ветхозаветные праведники.
То, что память праотцев празднуется перед Рождеством, имеет глубокое символическое значение. Дело не только в том, что на Земле праотцы хронологически жили до Христа: события их жизни прообразуют некоторые события из жизни Христа. Например, принесение Авраамом в жертву Исаака прообразует, согласно толкованиям Святых Отцов, распятие и воскресение Иисуса Христа.
Жизнь святых праотцев, проникнутая ожиданием Мессии - это пример для христиан. Они ждали дня рождения Иисуса Христа - и мы в течение поста ожидаем светлого дня Рождества Христова. Они жили в ожидании пришествия спасителя - мы ждем дня Его второго пришествия, как говорится в «Символе веры», «воскресения мертвых и жизни будущаго века».
«Св. Праотцы - вот истинно великие люди!, - писал Феофан Затворник. - И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом... Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией».