Андрей Филиппов: «Веерное отключение». Апокалипсис глазами концептуалиста
Андрей Филиппов принадлежит к кругу авторов московской концептуальной школы, в творчестве которых интерес к изобразительному и текстовому знаку парадоксально сочетается с решением формальных задач. Художник родился в 1959 в Петропавловске-Камчатском. В 1976-1981 годах он учился в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете. Живописью начал заниматься в 1982. В 1982–1984 был постоянным экспонентом и участником акций галереи APT ART (Москва). В 1987 стал участником "Клуба авангардистов" (КлАва). С 2009-го совместно с Юрием Альбертом и Виктором Скерсисом входит в группу "Купидон". Живет и работает в Москве.
Свою новую инсталляцию автор назвал «Веерное отключение». Выставка состоит из суммы разнообразных произведений.
Термин "веерное отключение" означает полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии.
Современное искусство – такое странное. Как его понять? Попадаешь в мир художника, как Алиса в кроличью нору, только успевай по сторонам оглядываться. В последнюю неделю Великого поста ты оказываешься в просторном зале, на выставке, строгой и торжественной.
На одной из стен расположены динамические объекты.
Ты пытаешься их сфотографировать. А они – уклоняются (на то и динамические). Только прицелишься – веер закрывает светильник и вот уже не видно ангельской руки с посланием, и вот ты уже совсем один в этой облачной струящейся темноте.
Радует одно – это не навсегда. Это – веерное отключение.
Апокалипсис = Конец света.
Конец света = Веерное отключение.
А какое веерное отключение – без веера?
Вееров – семь:
«Ангелу Эфесской церкви напиши
И Ангелу Пергамской церкви напиши
И Ангелу Фиатирской церкви напиши
И Ангелу Сардийской церкви напиши
И Ангелу Филадельфийской церкви напиши
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши».
Семь и медных (ангельских?) труб на стене напротив вееров. Семь своих стихотворений автор поместил на алые флаги:
*
окрест Голгофы
тишина
вокруг
цветущая крапива
у основания холма
течет змея
неторопливо
сквозь омут
черепных глазниц
не видящих
взлетавших птиц
*
конь бледный
на небе
луною блистал
и звезды
копытами в землю
вонзал
*
удерживай теперь
пока еще не поздно
на западе уж
зверь
обрушивает звезды
забей крестом
глаза
молчанием уста
и жди пока взойдет
спасения
звезда
*
туманом съело
полгоры
печаль
съедает душу
небесный град
не виден мне
и путь к нему разрушен
*
из свитка буквы
словно тая
нарисован
контур рая
открылась рана
бытия
и в вечность
быстро истекла
его чернильная река
*
пики минаретов
окружают храм
над святой Софией
не летать орлам
сны Иезекииля
это только сны
в церкви
на порфире
колеса от
арбы
*
на античной
бронзе
турецкая лазурь
грозные приметы
недалеких бурь
падший
под копытами
бледного коня
истукан античный копия меня
Символы империи: медные трубы и византийские двуглавые орлы, один из которых – гномон, солнечные часы. По воле художника подрамник превращается в Честной Крест, свиток становится веером, всадники Апокалипсиса принимают вид флагов, которые до времени сдерживает железное кольцо. Железные замки скремляют и две половины дипитиха.
Двуликий бронзовый череп рифмуется с «Натюрмортом с артишоком» и с композицией, которую автор назвал «Вербализация сознания».
Признайтесь, ведь вы сразу поняли, почему это произведение называется именно так?
P.S. Выставка Андрея Филиппова «Веерное отключение» будет проходить в Stella Art Foundation в Скарятинском переулке до 1 мая 2012.