Протоиерей Максим Козлов: «Страсти Христовы — напоминание об Истине»
В православной традиции дни Страстной седмицы отмечены особо: каждый из них называется «Великим». Более того, эта неделя даже особо выделена из Великого поста. В чем же ключевое значение этих дней для верующих?
Для большинства людей, слабо знакомых с церковной жизнью, все семь недель, предшествующие Пасхе, воспринимаются как нечто нерасчлененное. С точки же зрения церковного человека, предписания о воздержании от скоромной пищи и развлечений, действительно, остаются принципиально едиными, но внутреннее, в первую очередь, богослужебное содержание — делится на две неравные как по объему, так и по смысловому наполнению части. Первые 40 дней, называемые четыредесятницей, по своей сути — приготовление к Страстной седмице и следующей за ней Пасхой. Это — время покаянных аскетических усилий человека, его осознания себя перед Богом и собственной совестью. Страстные же дни посвящены уже не только личному покаянию, но и воспоминанию того, что делал Господь наш Иисус Христос в последние дни своей земной жизни, вершиной которых были Великий четверг — установление таинства Евхаристии (вспомним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи) и Жертва за весь человеческий род на горе Голгофе через Крестные страдания и смерть — в день Великой пятницы.
Есть свидетельства, что и люди, далекие от Церкви, в эти дни испытывают особые переживания. С чем это может быть связано?
Действительно, даже человек, не имеющий глубокой сознательной веры, не может оставаться полностью равнодушным к тому, что совершается в Церкви в эти дни. Не обязательно досконально знать христианское вероучение и даже полностью прочесть Священное писание, чтобы быть небезразличным к страданиям Господа на Кресте. Ну а если человек хотя бы раз случайно окажется на богослужениях Страстной седмицы, например, на Утрене Великой Пятницы, совершаемой вечером в четверг с чтением двенадцати Евангелий о страданиях Спасителя, или на службе, связанной с выносом Плащаницы (вспомним стихотворение Бориса Пастернака «На Страстной») — это несомненно найдет отклик в его душе.
В произведениях культуры и искусства Страстная седмица отражена многократно, но для массового зрителя в последние годы наиболее ярким и показательным примером является фильм «Страсти Христовы» Мела Гибсона. Как Вы относитесь к этой картине, рекомендуете ли к просмотру своим прихожанам и тем, кто только становится на путь воцерковления?
Людям верующим этот фильм посмотреть будет небесполезно хотя бы потому, что иногда красота православного богослужения и его глубина (верно воспринимаемые лишь теми, кто прилагает к этому должное усилие) оставляют за скобками реальность страданий Господа, которые Он претерпел ради всех нас. И несколько избыточная телесность «Страстей Христовых» Мела Гибсона напоминает нам об этом, также помогая не забывать, что Спаситель был не только истинный Бог, но и истинный Человек, для которого страдания были такими же, как и для любого представителя человеческого рода. Человеку же нецерковному фильм может показать, что в этой жизни есть что-то поважнее комфорта, а в ожидании Пасхи — нечто более глубокое, чем ожидание разговения, куличей и прочих малых радостей этого праздника. Более того, картина Мела Гибсона способна всем нам показать, что задумываясь о христианстве, стоит сосредоточиться не на дрязгах современной жизни, но на той Истине, которую проповедовал Сам Христос. Истине, доказанной жизнью, смертью и Воскресением Спасителя.