Памяти уходящего года: Монах
Пожалуй, именно такой пастырь и нужен был Церкви, особенно на том этапе, когда все преграды к восстановлению единства были устранены и именно христианские добродетели могли преодолеть раскол, сомнение и недоверие. Многие отмечали ключевую роль митрополита Лавра в подготовке воссоединения РПЦЗ с Московской Патриархией, что до последнего казалось почти невозможным. Патриарх Алексий II свидетельствовал о роли митрополита Лавра в воссоединении с Русской Церковью: «Верные чада Русской православной церкви всегда будут помнить о нём как о ревностном архипастыре, выполнившем уготованное ему Промыслом Божиим предназначение. Кто, как не он, сплотил своим молитвенным предстоятельством зарубежную паству? Кто, как не он, позволил ей возрадоваться о выстраданном несколькими поколениями русских эмигрантов воссоединении с Церковью в Отечестве?».
Митр. Лавр с детства был предопределен к церковному служению. Его крещение совершил начальник Православной миссии в Словакии архимандрит Виталий (Максименко). Под его духовным руководством в обители прп. Иова Почаевского и прошло детство будущего Первоиерарха. В 5-6 лет маленький Василий уже прислуживал по праздникам в монастырском храме. В 8 лет он уже просил настоятеля принять его в монахи. Все свободное от учебы в школе время Василий отдавал монастырским службам и посильным послушаниям. Двенадцатилетним он впервые встретился с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Анастасием (Грибановским), и тот пророчески сказал ему: «Бог благословит тебя: будешь пастырем».
Во время 2-ой мировой войны, летом 1944 г., Красная Армия приближалась к Карпатам, поэтому большая часть насельников обители предпочла уйти на Запад. Через Германию и Швейцарию, в 1946 году будущий Владыка Лавр прибыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле, в США. Все тот же духовный отец Василия, теперь уже архиепископ Виталий, в 1948 году постриг его в монашество с именем Лавра, затем рукоположил его в иеродиаконы (1950) и иеромонахи (1954). За почти 30 лет, с 12-летнего возраста, отрок Василий прошел все стадии иноческого возрастания - от рядового послушника обители преподобного Иова Почаевского на Карпатах до сана архимандрита Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (в 1966 г.). Попутно он исполнял послушания инспектора семинарии, секретаря духовного собора, заведующего книжным складом и экспедицией монастыря.
В субботу 12-го августа 1967 г., согласно определению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, состоялось наречение архимандрита Лавра во епископа Манхеттенского. Хиротонию возглавил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский). Храм был переполнен молящимися, т.к. скромный архимандрит уже успел приобрести любовь и почитание многочисленных паломников Свято-Троицкого монастыря. Местные прихожане говорили, что со дня церковного прославления святого Иоанна Кронштадтского в 1964 г. Синодальный собор не видел такого благолепного и умилительного церковного торжества при таком необычайном многолюдстве. Да и повсюду, где владыка Лавр проходил свое служение, его сопровождали любовь и благодарность паствы. Привязанность со стороны верующих Нью-Йорка выразилась и в том, что, когда после смерти архиепископа Аверкия (Таушева) братия Свято-Троицкого монастыря единодушно избрала владыку Лавра своим настоятелем, и весть об этом распространилась в Нью-Йорке, в кратчайший срок было собрано около 1000 подписей с просьбой о его оставлении на Манхеттенской кафедре. На прошениях, обращенных к Митрополиту Филарету, было сказано: "это неожиданное известие нас скорбно поразило и мы обращаемся к Вашему Высокопреосвященству с усиленной просьбой: не отнимать у нас нашего Епископа".
В 1981 году владыка Лавр был возведен в сан архиепископа Сиракузского и Троицкого, а в 2001 был избран Первоиерархом РПЦЗ. На всенощном бдении, накануне интронизации, полное облачение Митрополита Лавра украшала панагия первого по счету Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого; + 1936 г.), которую впоследствии носил Святитель Иоанн (Максимович), а также крест Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского). Таким образом еще более подчеркивалось то, что новоизбранный Первоиерарх является достойным преемником своих великих предшественников. И именно при нем совершилось то, на что они, возможно, уже и не надеялись - воссоединение Русской Церкви.
Митрополит Лавр делился размышлениями о главной истине, к которой он пришел за долгие годы своей жизни: «Все - и доброе и страшное - является даром Божиим. Так мы должны относиться ко всему, что происходит в нашей жизни. Все необходимо принимать как бы от доброй, любящей руки Божией, которая нас направляет ко благу, к подлинному счастью, к вечной жизни. Иногда Господь посылает нас туда, где темно и страшно, чтобы принести Его свет, чтобы быть Его присутствием. Мы не должны бояться испытаний. Господь - наш Отец Небесный, наш Лучший Друг. Он нас никогда не оставит, всегда заботится о нас, Сам работает за нас и ведет нас за руку по тяжелому пути жизни, который при нашем активном стремлении к Богу ведет к обновлению. Поэтому, мы должны не только верить в Бога, но и доверять Ему, примиряться с Его волей, отдаваться ей полностью. И тогда, и только тогда, мы стяжем тот мирный дух, о котором говорил преподобный Серафим Саровский».