В Москве состоялся показ фильма «Соборъ 2006» — документальной хроники исторического IV Всезарубежного Собора Русской Зарубежной Церкви
Демонстрация фильма состоялась в рамках празднования 5-летия подписания Акта о восстановления единства Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом.
Перед показом протоиерей Петр Перекрестов сделал небольшой экскурс в историю Всезарубежных Соборов в РПЦЗ. В Русской Зарубежной Церкви за всю историю ее существования было всего четыре Всезарубежных Собора, которые проходили с участием епископата, клира и мирян, представителей всех епархий и разных общественных организаций. Первый такой Собор имел место в 1921 г. в Сремских Карловацах, председателем на нем был митрополит Антоний (Храповицкий). Собор был связан с начальной организационной стадией РПЦЗ. Второй Всезарубежный Собор был созван в 1938 г. также в Сремских Карловацах и проходил под председательством второго Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского). На нем обсуждались вопросы по укреплению церковной организации РПЦЗ и духовного окормления русской эмиграции. Третий Всезарубежный Собор проходил в 1974 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле под председательством третьего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского).
Отец Петр Перекрестов рассказал знаменательную историю о том, как владыка Филарет был избран Первоиерархом. На Соборе 1964 г., когда проходили выборы Первоиерарха РПЦЗ, два кандидата — архиепископ Никон (Рклицкий) и святитель Иоанн (Максимович) — набрали равное количество голосов в первом туре. Когда во втором и третьем туре ситуация повторилась, то святитель Иоанн (Максимович) согласился снять свою кандидатуру в пользу самого молодого по хиротонии архиерея, которым оказался митрополит Филарет (Вознесенский), занимавший кафедру в Австралии. В результате он и был единодушно избран на пост Первоиерарха РПЦЗ.
Последний, IV Всезарубежный Собор, был созван в 2006 г. в Сан-Франциско, его основной задачей было рассмотрение вопроса о восстановлении единства с Русской Православной Церковью. Отец Петр отметил знаменательность выбора данного города для проведения собора, поскольку в Сан-Франциско в свое время занимал кафедру святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский.
В фильме «Соборъ 2006» была представлена документальная хроника IV Всезарубежного Собора Русской Зарубежной Церкви. Австралийскому режиссеру Николаю Шерману удалось передать зрителю то настроение, атмосферу, те особые переживания, которые прочувствовали и пережили участники Собора 2006 года. Кадры фильма отображают открытие Собора, торжественные богослужения, акафист перед Одигитрией русского рассеяния, Курско-Коренной чудотворной иконой и заседания Собора. Пришедшие в этот вечер могли увидеть, как проходило обсуждение на Соборе, доводы и аргументы противников и сторонников воссоединения. В фильм также была включена редкая кинохроника исхода Белой Армии из России, разрушения храмов, моменты служения Святейшего Патриарха Тихона, а также впервые показаны неизвестные кадры, связанные со святителем Иоанном (Максимовичем).
По окончании просмотра протоиерей Владимир Воробьев поблагодарил протоиерея Петра Перекрестова за возможность увидеть уникальные кадры, а также отметил, что фильм каждому дает прочувствовать любовь, веру, истину, боль разделения, скорбь о потере единства и радость о его обретении. По мнению отца Владимира, подписание Акта о воссоединении — это великое дело, которое совершили митрополит Лавр и Святейший Патриарх Алексий II, это подвиг всей их жизни. Это победа не только двух иерархов, но всей Церкви и Православия. «Тело Христово — едино. И его разделение болезненно для обеих частей. То, что мы сейчас видели, этот Собор — это великий подвиг, в котором победила любовь, победила вера», — заключил отец Владимир.
Отвечая на вопросы из зала, отец Петр отметил, что Русская Православная Церковь Заграницей всегда считала себя свободным голосом Русской Церкви. Когда Россию терзали гонения, у Зарубежной Церкви была возможность объяснить миру о происходящих событиях. В то же время Зарубежная Церковь смогла прославить тех святых, которые не могли быть еще прославлены в России, например, святого праведного Иоанна Кронштадтского, Царскую семью, новомучеников.
До 1927 г. Русская Церковь была едина. Разделение произошло в 1927 г. после принятия декларации митрополита Сергия (Страгородского). В самой России многие иерархи перестали поминать митрополита Сергия и выступили с критикой его позиции — митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Федор (Поздеевский), епископ Серафим (Звездинский), епископ Афанасий (Сахаров) и др. Вплоть до 2007 г. действовал запрет на совместное служение иерархов и клириков Московского Патриархата и РПЦЗ. Хотя на мирян запрет не распространялся, однако данная ситуация была болезненной для обеих частей Русской Церкви.
Реакция епархий на решение Собора о восстановлении единства была различной. Многие приходы в Аргентине, Бразилии, в других странах Южной Америки не приняли решение Собора и ушли в раскол. На сегодняшний день, по данным, приведенным отцом Петром, в РПЦЗ насчитывается 8 раскольничьих группировок, которые находятся во вражде между собой. Зачастую в раскольничьих группировках епископата и священства больше, чем простых прихожан. Говоря о возможных причинах ухода в раскол, отец Петр отметил, что многие приходы, особенно в Южной Америке, долгое время были изолированы, не имели постоянного архиерейского окормления. Многие миряне, наблюдая ссоры внутри раскольничьих групп, вообще перестали ходить в церковь. Однако существуют и те, кто возвращается в Церковь.
По словам отца Петра, подобного прецедента воссоединения никогда не было в церковной истории. Были случаи присоединения раскольников к Церкви. Существуют чины присоединения отпавших от Церкви. Здесь же речь шла о двух частях Русской Церкви. Одна из них больше, другая — меньше. Отец Петр уподобил воссоединение двух частей Русской Церкви таинству брака: «Это как богатая невеста и бедный жених. Перед алтарем они равны — это жених и невеста. Акт воссоединения — это реальное таинство: через что-то видимое происходит нечто невидимое. Это подобно таинству брака — две части объединяются и становятся единым Телом». Также священник подчеркнул, что когда люди вступают в брак, то они учатся друг у друга. После этого акта воссоединения единую Русскую Церковь ждут совместные радости и скорби, разочарования и победы, что естественно и не должно вызывать тревоги.
В конце вечера протоиерей Владимир Воробьев подчеркнул важность установления дружественных контактов, визитов, общения с собратьями из Зарубежной Церкви, что принесет большую пользу обеим сторонам. Ректор ПСТГУ обратил внимание на ту атмосферу любви, в которой проходил Собор, на теплоту и взаимоуважение в отношениях между священством и епископатом. «Результаты гонений еще долго будут сказываться у нас. Они измучили и исказили наши души. Чтобы выздороветь, нам необходимо общаться с близкими, родными по вере братьями из Зарубежной Церкви», — подытожил отец Владимир.
В знак дружбы и теплых отношений со Свято-Тихоновским университетом протоиерей Петр Перекрестов подарил библиотеке университета очень издание деяний IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей, а также копию просмотренного фильма.