Россия в сердце моем: О творческом наследии русского художника Виктора Титова
Художник Виктор Титов, прошедший войну, трудные послевоенные годы и суровые советские будни, передал в своем творчестве всю романтику этих этапов. Он остро чувствовал социальную специфику во всех ее жизненных проявлениях и сумел донести до нас картины больших человеческих чувств, пафос русского мировоззрения, глубину человеческого отношения к понятию искусства, концепцию социализма в ее идеалистическом варианте. Его искусство смело можно назвать светлым и проникновенным, ведь за ним – годы тяжелого, вдохновенного труда, поиска истины и стремление донести до зрителя идеи высокие, вдохновленные его личным, далеким от стяжательства, потребительского кретинизма и обывательского равнодушия.
Перед нами – художественный опыт человека, прошедшего свой жизненный путь с открытыми глазами, вооруженного сначала винтовкой, а потом – кистью и словом, то есть – человека высокоинтеллектуального и стойкого.
Художник родился в самом центре, можно сказать, в сердце России, в русском селе Мышкино Можайского района Московской губернии, и – с Россией в сердце своем. Иначе как объяснить, что будучи студентом МВХПУ им.1905 года, в 19 лет он оставляет учебу в престижном вузе и в числе передовой части Советской армии в 1941 году отправляется на фронт. Владимир Титов воевал на Центральном, 1-, 2-, 3-м Белорусских фронтах командиром пулеметного взвода. Был дважды ранен. Освобождал Белоруссию, Польшу. Участвовал в боях на территории Австрии и Германии.
Судя по количеству наград (ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени и другие; всего – 17), художник, не щадя себя, самоотверженно выполнял свой духовный и гражданский долг. Его смелая, честная душа, его необыкновенная жизненная энергия, находили свое воплощение и в страшнейших условиях военной жизни. Один из немногих, оставляет он свой автограф на стене побежденного Рейхстага. Это не только свидетельство его чрезвычайной доблести и храбрости, но и удивительной воли к жизни, к победе. Фронтовые зарисовки тех лет – уникальный памятник времени, и, безусловно, художественного дарования молодого человека. Они – свидетельство о времени человека еще юного, полного сил и естественного в этом возрасте живого познавательного интереса к жизни, к житейским ситуациям. В общем, как в картине Ярошенко «Всюду жизнь».
Его юношеские фронтовые зарисовки полны очарования жизнелюбивого оптимизма, наблюдательности, цепкости пытливого и восприимчивого ума. Это ряд автопортретов, а также портретов однополчан молодого бойца, выполненные в путевых блокнотах карандашом, и работы, сделанные тушью: «Танковая атака» (1944) и две работы «Без названия», изображающие картины боя (1944). В его многочисленных карандашных зарисовках, тем не менее, ощущается и трагизм переживаемой ситуации, и, в то же время, природный юмор и оптимизм русского солдата, привыкшего переносить тяготы войны и фронтовых будней стойко, даже с шуткой. Недаром впоследствии, будучи уже маститым художником, пишет он замечательный образ настоящего «Кутузова» фронтов Великой Отечественной – маршала Жукова. Неслучайно и то, что создавая образ своего великого современника, художник изображает его на фоне икон с изображенными на них святыми покровителями русского воинства.
В душе русского человека всегда жил и живет Бог. Человек, прошедший испытание войной, особенно чуток в этом отношении. Работы В.Титова «Крестный ход в Москве в 1941», «
Художник Виктор Титов, прошедший войну, трудные послевоенные годы и суровые советские будни, передал в своем творчестве всю романтику этих этапов. Он остро чувствовал социальную специфику во всех ее жизненных проявлениях и сумел донести до нас картины больших человеческих чувств, пафос русского мировоззрения, глубину человеческого отношения к понятию искусства, концепцию социализма в ее идеалистическом варианте. Его искусство смело можно назвать светлым и проникновенным, ведь за ним – годы тяжелого, вдохновенного труда, поиска истины и стремление донести до зрителя идеи высокие, вдохновленные его личным, далеким от стяжательства, потребительского кретинизма и обывательского равнодушия.
Перед нами – художественный опыт человека, прошедшего свой жизненный путь с открытыми глазами, вооруженного сначала винтовкой, а потом – кистью и словом, то есть – человека высокоинтеллектуального и стойкого.
Художник родился в самом центре, можно сказать, в сердце России, в русском селе Мышкино Можайского района Московской губернии, и – с Россией в сердце своем. Иначе как объяснить, что будучи студентом МВХПУ им.1905 года, в 19 лет он оставляет учебу в престижном вузе и в числе передовой части Советской армии в 1941 году отправляется на фронт. Владимир Титов воевал на Центральном, 1-, 2-, 3-м Белорусских фронтах командиром пулеметного взвода. Был дважды ранен. Освобождал Белоруссию, Польшу. Участвовал в боях на территории Австрии и Германии.
Судя по количеству наград (ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени и другие; всего – 17), художник, не щадя себя, самоотверженно выполнял свой духовный и гражданский долг. Его смелая, честная душа, его необыкновенная жизненная энергия, находили свое воплощение и в страшнейших условиях военной жизни. Один из немногих, оставляет он свой автограф на стене побежденного Рейхстага. Это не только свидетельство его чрезвычайной доблести и храбрости, но и удивительной воли к жизни, к победе. Фронтовые зарисовки тех лет – уникальный памятник времени, и, безусловно, художественного дарования молодого человека. Они – свидетельство о времени человека еще юного, полного сил и естественного в этом возрасте живого познавательного интереса к жизни, к житейским ситуациям. В общем, как в картине Ярошенко «Всюду жизнь».
Его юношеские фронтовые зарисовки полны очарования жизнелюбивого оптимизма, наблюдательности, цепкости пытливого и восприимчивого ума. Это ряд автопортретов, а также портретов однополчан молодого бойца, выполненные в путевых блокнотах карандашом, и работы, сделанные тушью: «Танковая атака» (1944) и две работы «Без названия», изображающие картины боя (1944). В его многочисленных карандашных зарисовках, тем не менее, ощущается и трагизм переживаемой ситуации, и, в то же время, природный юмор и оптимизм русского солдата, привыкшего переносить тяготы войны и фронтовых будней стойко, даже с шуткой. Недаром впоследствии, будучи уже маститым художником, пишет он замечательный образ настоящего «Кутузова» фронтов Великой Отечественной – маршала Жукова. Неслучайно и то, что создавая образ своего великого современника, художник изображает его на фоне икон с изображенными на них святыми покровителями русского воинства.
В душе русского человека всегда жил и живет Бог. Человек, прошедший испытание войной, особенно чуток в этом отношении. Работы В.Титова «Крестный ход в Москве в 1941», «Молебен о победе русского воинства у Храма Сергия Радонежского в Москве в 1941-м году» (1995) и другие работы на эту тему как нельзя лучше говорят об этом. В этом – и связь времен, и уважение к традициям великой русской культуры. Художник, воспитанный своими учителями (П. Петровичев, Н. Крымов, А. Дейнека, П. Соколов-Скаля, В. Козлинский), как никто другой понимал ее – это видно по его творчеству. Его лучшие произведения в области станковой живописи и графики обладают всей мерой многообразия и сложности, выстроенностью композиционной и колористической структуры и художественной выразительностью. Художник умело компонует сложнейшие большие тематические полотна. Его произведения полны живописной образности и выразительности. Чувство натуры, с ее неисчерпаемой для реализма глубиной и многообразием, помогают ему создавать произведения яркие, сложные, эмоциональные. Среди его основных работ – тематические и исторические работы - «1905 год», «Михаил Кутузов» (1947), «Безмолвие» (1991), цикл работ, посвященных Красной площади и старой Москве («Церковь Мартина Исповедника» (1950)), пейзажи средней полосы России, портреты современников, выполненные в разных техниках («Кузнец» (1953), «Дружинник» (1960), «Незнакомка» (1960)), жанровые работы («Развод» (1982), «Встреча» (1947)), светлые, лирические натюрморты («Георгины» (1980), «Лилии»).
Художник оставил большое живописное наследие. Его работы находятся в Полтавском краеведческом музее, в музее истории Мещанского района г. Москвы, в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
Хотя жизнь художника сложилась успешно – он окончил два престижных художественных вуза, имел массу наград, участвовал с 1969 года в многочисленных выставках, создал ряд великолепных монументальных работ (мозаика «Н.Э. Бауман» в МВТУ им. Н.Э.Баумана, роспись трапезной Богоявленского собора и др.), то есть стал вполне известным представителем официального искусства, душа его осталась верна образу духовного борца, ратника, готового в трудный момент пожертвовать всем ради великой цели победы правды и благополучия Родины.
Виктор Александрович Титов занимался и литературным творчеством. Он – автор книги «Сын русского воинства (Записки художника-фронтовика)». Это сборник фронтовых рассказов, созданный по материалам семейного архива сыном художника Вадимом Титовым, уникальный срез событий, происходивших в период Великой Отечественной войны и показанных глазами очевидца. Книга интересна и с исторической, и с художественной точки зрения.
Выставка художника Виктора Титова, включающая в свою экспозицию и его фронтовое творчество, сейчас работает в выставочном зале Московского Союза Художников на Кузнецком мосту. Учитывая ее непродолжительность (до 10 мая) советуем не откладывать ее посещение и познакомиться с творчеством хорошего художника и хорошего человека.
» (1995) и другие работы на эту тему как нельзя лучше говорят об этом. В этом – и связь времен, и уважение к традициям великой русской культуры. Художник, воспитанный своими учителями (П. Петровичев, Н. Крымов, А. Дейнека, П. Соколов-Скаля, В. Козлинский), как никто другой понимал ее – это видно по его творчеству. Его лучшие произведения в области станковой живописи и графики обладают всей мерой многообразия и сложности, выстроенностью композиционной и колористической структуры и художественной выразительностью. Художник умело компонует сложнейшие большие тематические полотна. Его произведения полны живописной образности и выразительности. Чувство натуры, с ее неисчерпаемой для реализма глубиной и многообразием, помогают ему создавать произведения яркие, сложные, эмоциональные. Среди его основных работ – тематические и исторические работы - «1905 год», «Михаил Кутузов» (1947), «Безмолвие» (1991), цикл работ, посвященных Красной площади и старой Москве («Церковь Мартина Исповедника» (1950)), пейзажи средней полосы России, портреты современников, выполненные в разных техниках («Кузнец» (1953), «Дружинник» (1960), «Незнакомка» (1960)), жанровые работы («Развод» (1982), «Встреча» (1947)), светлые, лирические натюрморты («Георгины» (1980), «Лилии»).
Художник оставил большое живописное наследие. Его работы находятся в Полтавском краеведческом музее, в музее истории Мещанского района г. Москвы, в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
Хотя жизнь художника сложилась успешно – он окончил два престижных художественных вуза, имел массу наград, участвовал с 1969 года в многочисленных выставках, создал ряд великолепных монументальных работ (мозаика «Н.Э. Бауман» в МВТУ им. Баумана, роспись трапезной Богоявленского собора и др.), то есть стал вполне известным представителем официального искусства, душа его осталась верна образу духовного борца, ратника, готового в трудный момент пожертвовать всем ради великой цели победы правды и благополучия Родины.
Виктор Александрович Титов занимался и литературным творчеством. Он – автор книги «Сын русского воинства (Записки художника-фронтовика)». Это сборник фронтовых рассказов, созданный по материалам семейного архива сыном художника Вадимом Титовым, уникальный срез событий, происходивших в период Великой Отечественной войны и показанных глазами очевидца. Книга интересна и с исторической, и с художественной точки зрения.
Выставка художника Виктора Титова, включающая в свою экспозицию и его фронтовое творчество, сейчас работает в выставочном зале Московского Союза Художников на Кузнецком мосту, 20. Учитывая ее непродолжительность (до 10 мая) советуем не откладывать ее посещение и познакомиться с творчеством хорошего художника и хорошего человека.