Кубань: «Мракобесы» против «экспериментатора»
Создание Гельманом «Музея современного искусства» в Перми вызвало целую волну критики в адрес властей, в частности по поводу расходования колоссальных бюджетных средств на этот сомнительный проект. В Новосибирске, где в рамках выставки под громким названием «Родина» предполагалось разместить такие, с позволения сказать, «произведения искусства», как обезьяна, одетая в военную форму с ветеранскими орденами, банки с клизмами, символизирующие храмы с куполами, карта России из половых тряпок, православные кресты из колбасы и так далее, областной департамент культуры запретил размещать выставку в здании новосибирского краеведческого музея, а затем владелец помещения, куда переехала выставка, разорвал договор аренды.
Потерпев неудачу в Новосибирске, Марат Гельман поехал осваивать под свои проекты новые регионы. Экспериментальным полем должен был стать Краснодарский край, известный своими консервативными настроениями. Гельмана на Кубань пригласил губернатор края Александр Ткачев, который хочет превратить Краснодар в южную столицу современного искусства, что, по его мнению, позволит привлечь в край дополнительные инвестиции. При этом Гельман не внял просьбы проявить уважение к православным верующим Кубани и не затрагивать религиозную тематику. Первым проектом в рамках создания «Музея современного искусства» в Краснодаре должна была стать выставка под претенциозным названием “Icons”.
Первым тревогу забил правящий архиерей соседней епархии, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, обратившийся к краснодарскому губернатору Александру Ткачеву «не допустить готовящихся выставок скандально известного Марата Гельмана в городе Краснодаре», поскольку «творчество Гельмана не имеет никакого отношения к подлинной культуре и направлено на возбуждение межрелигиозной и межнациональной розни».
Сама Екатеринодарская епархия отреагировала более сдержанно. «Марат Гельман неоднократно заявлял о том, что его выставки идут в русле диалога культуры с Церковью, – отмечается в заявлении пресс-службы Екатеринодарской епархии. – На уровне нашей Екатеринодарской и Кубанской епархии ни официально, ни каким-то другим образом приглашения к диалогу мы не получали. В том числе и на выставку. Потому комментировать ее у нас пока нет возможности».
И все-таки скандала при открытии выставки избежать не удалось. 15 мая, в день предполагаемого открытия, у входа собрались несколько сотен человек – православных верующих, представителей казачества, общественных организаций и политических партий, среди которых выделялись КПРФ и ЛДПР. Протестующие заблокировали вход в выставочный зал, для их разгона было использовано полицейское подкрепление. Несколько протестующих были задержаны. Участники митинга встретили Марата Гельмана свистом и криками «Гельман, вон с Кубани!».
Настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» протоиерей Алексий Касатиков (одетый, впрочем, в мирскую одежду – без рясы и креста), подбежал к Гельману и плюнул ему в лицо, объяснив свой поступок актом перформанса – желанием «поприветствовать галериста в соответствии с лучшими традициями современного искусства, которое отрицает и перечеркивает духовные принципы, взращиваемые православием веками». Дело кончилось тем, что в выставочный центр позвонил неизвестный и сообщил о заложенной бомбе. Информацию о том, что открытие выставки не состоится, собравшиеся встретили ликованием.
Выставка “Icons” все-таки открыла двери для посетителей. В ходе общероссийской акции «Ночь музеев» на выставку бесплатно пускали всех желающих. Автор этих строк, подобно протоиерею Всеволоду Чаплину и краснодарскому губернатору Александру Ткачеву, не усматривает в этой выставке следов какого-то целенаправленного кощунства (за исключением «Деисусного чина» Александра Сигутина в абстракционистском стиле, что можно смело называть открытым глумлением над православным каноном). Некоторые экспозиции лично мне даже показались весьма интересными, в частности, знаменитая картина Гора Чахала «Имя Бога», фрагмент инсталляции Константина Худякова «Deisis/Предстояние», где были представлены лики Иисуса Христа, Адама и Андрея Рублева, или работа Николая Макарова «Святые».
Эту выставку можно было бы провести и даже заручиться содействием Православной Церкви, ведь есть опыт подобных выставок, как «Двоесловие/Диалог» в храме святой Татианы при МГУ. Вся проблема только в одном – а именно в личности Марата Александровича Гельмана, имя которого прочно связано с самыми скандальными и кощунственными «художественными» акциями. Диалог вряд ли получится, пока «спикерами» современного искусства будут выступать люди, подобные Марату Гельману. Судя по высказыванию Гельмана о Краснодаре «если мракобесие не грохнуть на его родине – счастью не бывать», конструктивного разговора не получится.
Видимо, прав губернатор Ткачев, заявивший, что работа по превращению Краснодара в центр современного творчества продолжится «скорее всего, без Гельмана». Но, кроме Краснодара, в России есть и другие регионы. Какой город изберет скандальный галерист для своих следующих экспериментов?