Симбиоз науки и искусства: выставка в Еврейском музее и центре толерантности
![]() |
Рембрандт. Алхимик у себя в кабинете, гравюра, 1652 г. |
Экспозиция состоит из шести тематических блоков, общую тему которых задают науки – астрономия, физика, биология, биомеханика, география и оптика. Оформление экспозиции, созданное художником Алексеем Трегубовым, представляет собой фантазии на тему офорта Рембрандта «Алхимик у себя в кабинете». Каждый зал – словно такой кабинет, в котором то вырастают цветы и возникает модель Вселенной, то само пространство пытается нарушить законы Ньютона: пол поднимается и встаёт наподобие волны. Сквозными темами, объединяющими залы, становятся все возможные способы взаимодействия науки и искусства.
Другой способ взаимодействия науки и искусства – когда развитие обоих идёт в одну сторону. Так, в начале XX века общество переживало потрясение от открытий Эйнштейна, когда выяснилось, что законы Ньютона действуют не везде и не всегда. Таким же потрясением были открытия авангардистов: оказалось, можно проектировать здания и изображать людей совсем иначе, чем это делали в течение сотен лет до этого. Например, проект института им. В. И. Ленина на Ленинских горах Ивана Леонидова, представленный на выставке макетом большой лекционной аудитории, визуально нарушает законы тяготения. Аудитория в нём – это шар, поднятый над землёй на металлическом основании в виде конуса, поставленного на вершину. Беспрецедентное решение, рвущее связи со всей предшествующей традицией. Таким же радикальным образом художник-футурист Фернан Леже трансформирует понятие о живописи – он отказывается от изображения предметного мира в пользу геометрической формы пятен, в которые иногда вкрапляются стилизованные изображения лиц.
Художники могут, уподобляясь учёным, теоретически осмыслять своё искусство, как это делал Казимир Малевич, или подражать в своих произведениях научному рисунку, как поступал советский художник Дмитрий Плавинский, прорисовывая каждую прожилку в офортах с изображением листьев дерева.
![]() |
Дмитрий Плавинский. Космический лист, 1987 г. |
![]() |
Мартен ван Клеве Старший. Избиение младенцев. Между 1565 и 1567 гг. |
Помимо этого, само создание предметов искусства имеет под собой часто научную, рациональную подоснову. Так, стиль произведений Павла Филонова вдохновлён знаниями о строении атома: изображаемый художником предмет строится как будто из находящихся в движении мелких фрагментов. Но, пожалуй, самым ярким примером этого является театральная и танцевальная биомеханика – разработанный Всеволодом Мейерхольдом метод управления телом для создания определённого эффекта. Короткий фильм, посвящённый языкам современного танца, понятно показывает – каждое движение танцора имеет объяснение, теоретическое обоснование.
Конечно, нельзя обойти вниманием и достижения науки, активно используемые художниками. Творцы прошлого создавали традиционные картины с помощью разного рода линз, зеркал, камеры-обскура и камеры-люсида (все эти приборы можно увидеть на выставке). Современные художники используют новейшие технологии, чтобы создавать кинетические объекты и мультимедийные инсталляции. Например, в экспозиции представлен кинетический объект Анатолия Волгина «Начало», представляющий собой подвешенную сложную по форме структуру из металлопластика, которая поворачивается вокруг своей оси под музыкальное сопровождение.
![]() |
Фрагмент фильма "Языки танца", представленного на выставке |
Даже вещи, которые создавались скорее для научных или научно-популярных целей, часто осмысляются как объект искусства. Например, на старинных картах помимо расположения звёзд наложены изображения персонажей, в честь которых названы созвездия. Флюгер Генриха Вильда с изящными крыльями тоже воспринимается как украшение. Наконец, современная интерактивная установка, превращающая знакомство детей с Солнечной системой и другими галактиками в игру с песком, тоже претендцет на то, чтобы считаться произведением искусства. В песке делаются геометризованные углубления, обозначающие планеты и галактики – здесь важна не столько чёткость научного факта, сколько испытываемая играющим эмоция.
Грань между искусством и наукой не всегда чёткая, они существуют в активном взаимодействии, в симбиозе, способствуя таким образом развитию друг друга.
Выставка продлится до 2 июля.