Симбиоз науки и искусства: выставка в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство» в Еврейском музее рассказывает о разных способах взаимодействия этих форм познания. Кураторы выставки – директор музея по развитию детских программ Ирина Дворецкая и главный куратор музея Мария Гадас – собрали в одном пространстве произведения живописи, графики, кинетические объекты и приборы для исследования природных явлений.
 Рембрандт. Алхимик у себя в кабинете, гравюра, 1652 г.

Экспозиция состоит из шести тематических блоков, общую тему которых задают науки – астрономия, физика, биология, биомеханика, география и оптика. Оформление экспозиции, созданное художником Алексеем Трегубовым, представляет собой фантазии на тему офорта Рембрандта «Алхимик у себя в кабинете». Каждый зал – словно такой кабинет, в котором то вырастают цветы и возникает модель Вселенной, то само пространство пытается нарушить законы Ньютона: пол поднимается и встаёт наподобие волны. Сквозными темами, объединяющими залы, становятся все возможные способы взаимодействия науки и искусства.

Первый, самый простой способ – когда в фокусе и науки, и искусства оказываются одни и те же объекты. Космос завораживает в картине Константина Юона «Новая планета» и пугает в офортах Гарифа Басырова. Но Вселенная может быть и предметом исследования, о чём напоминает стоящий в том же зале телескоп. 

Другой способ взаимодействия науки и искусства – когда развитие обоих идёт в одну сторону. Так, в начале XX века общество переживало потрясение от открытий Эйнштейна, когда выяснилось, что законы Ньютона действуют не везде и не всегда. Таким же потрясением были открытия авангардистов: оказалось, можно проектировать здания и изображать людей совсем иначе, чем это делали в течение сотен лет до этого. Например, проект института им. В. И. Ленина на Ленинских горах Ивана Леонидова, представленный на выставке макетом большой лекционной аудитории, визуально нарушает законы тяготения. Аудитория в нём – это шар, поднятый над землёй на металлическом основании в виде конуса, поставленного на вершину. Беспрецедентное решение, рвущее связи со всей предшествующей традицией. Таким же радикальным образом художник-футурист Фернан Леже трансформирует понятие о живописи – он отказывается от изображения предметного мира в пользу геометрической формы пятен, в которые иногда вкрапляются стилизованные изображения лиц. 

Художники могут, уподобляясь учёным, теоретически осмыслять своё искусство, как это делал Казимир Малевич, или подражать в своих произведениях научному рисунку, как поступал советский художник Дмитрий Плавинский, прорисовывая каждую прожилку в офортах с изображением листьев дерева.

Дмитрий Плавинский. Космический лист, 1987 г.
 
Третий способ взаимодействия мы можем наблюдать тогда, когда искусство фиксирует интересные для науки явления. Так, например, картины фламандских художников XVI века являются вполне достоверным свидетельством Малого ледникового периода в Европе: в этом регионе ещё с XV века проявляли интерес к изображению реального мира. В картине Питера Брейгеля Младшего «Зимний пейзаж с птичьей западнёй» изображено катание на коньках по замёрзшей речке, что сейчас в Голландии и Бельгии дело немыслимое. Природные явления появляются и заднем плане знаменитейшей гравюры Дюрера «Меланхолия I» – там есть изображение Энсисхеймского метеорита, который упал на Землю 16 ноября 1492 года.

   Мартен ван Клеве Старший. Избиение младенцев. Между 1565 и 1567 гг.

Помимо этого, само создание предметов искусства имеет под собой часто научную, рациональную подоснову. Так, стиль произведений Павла Филонова вдохновлён знаниями о строении атома: изображаемый художником предмет строится как будто из находящихся в движении мелких фрагментов. Но, пожалуй, самым ярким примером этого является театральная и танцевальная биомеханика – разработанный Всеволодом Мейерхольдом метод управления телом для создания определённого эффекта. Короткий фильм, посвящённый языкам современного танца, понятно показывает – каждое движение танцора имеет объяснение, теоретическое обоснование. 

Конечно, нельзя обойти вниманием и достижения науки, активно используемые художниками. Творцы прошлого создавали традиционные картины с помощью разного рода линз, зеркал, камеры-обскура и камеры-люсида (все эти приборы можно увидеть на выставке). Современные художники используют новейшие технологии, чтобы создавать кинетические объекты и мультимедийные инсталляции. Например, в экспозиции представлен кинетический объект Анатолия Волгина «Начало», представляющий собой подвешенную сложную по форме структуру из металлопластика, которая поворачивается вокруг своей оси под музыкальное сопровождение. 

 Фрагмент фильма "Языки танца", представленного на выставке

Даже вещи, которые создавались скорее для научных или научно-популярных целей, часто осмысляются как объект искусства. Например, на старинных картах помимо расположения звёзд наложены изображения персонажей, в честь которых названы созвездия. Флюгер Генриха Вильда с изящными крыльями тоже воспринимается как украшение. Наконец, современная интерактивная установка, превращающая знакомство детей с Солнечной системой и другими галактиками в игру с песком, тоже претендцет на то, чтобы считаться произведением искусства. В песке делаются геометризованные углубления, обозначающие планеты и галактики – здесь важна не столько чёткость научного факта, сколько испытываемая играющим эмоция. 

Грань между искусством и наукой не всегда чёткая, они существуют в активном взаимодействии, в симбиозе, способствуя таким образом развитию друг друга.

Выставка продлится до 2 июля.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале