Протоиерей Максим Козлов: Вознесение славян к христианству

Хотя жизнь славянских апостолов и событие Вознесения Господня отделены друг от друга девятью столетиями истории Церкви Христовой, мы можем видеть между ними определенную внутреннюю связь. Ее в своей проповеди раскрывает для читателей нашего сайта настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с двунадесятым праздником Вознесения Господня и с днем памяти просветителей славянских Мефодия и Кирилла. Нечастое совпадение двух памятей, которое случилось в этом году, естественно побуждает нас задуматься о сопряжении этих двух праздников: Вознесения Господня и памяти славянских просветителей.

Хотя жизнь славянских апостолов и событие Вознесения Господня отделены друг от друга девятью столетиями истории Церкви Христовой,  мы можем видеть между ними определенную внутреннюю связь.

Вознесение Господне было той вехой на путях домостроительства нашего спасения, когда Господь, осуществляя замысел Совета Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода, переводит от земли на Небо человеческое естество. Да, мир и человек были сотворены для освящения и спасения, и человеческий род изначально был предназначен для того, чтобы в благой Вечности быть с Богом, там, где Бог будет всяческая во всех. Однако мы знаем, что после грехопадения между Богом и людьми было средостение, воздвигнутое человеческим грехом. И хотя изначальное предназначение к спасению сохранялось и в те века, Небо для человеческого естества было закрыто. Сегодня Господь в единстве Своей Богочеловеческой личности, ипостаси, возводит человечество на Небо одесную Бога и Отца, к единству жизни с Триединым Богом, указуя путь и для тех, кто потом за Ним проследует как за начатком спасенных, как за новым Адамом даже до Неба.

То же мы можем сказать и о подвиге святых просветителей славянских. Наши предки так же, как и весь человеческий род, были избраны ко спасению, ибо Бог всем Своим созданиям, повторим, желает спасения. Но до того как они были просвещены светом Христовой истины, они были дикой маслиной, землей неплодоносной. Возможность спасения если и имелась для них, то крайне затруднительно и смутно, а плодоношение дарами Духа Святаго было и вовсе невозможно, ибо оно имеет место только там, где Дух Истины – в Церкви Христовой.

Подвигом святых Кирилла и Мефодия и их сподвижников и учеников, благословившего их святого Патриарха Фотия Константинопольского, у наших предков (в широком смысле слова, не у русов, конечно, но у южных славян, а дальше уже и до нас) возникает проповедь истинной веры. Наши сродники принимают Евангелие, среди них созидаются общины Церкви Христовой, которые становятся клеточками этого духовного организма. Можно сказать, что таким образом земля славянских прародителей переводится подвигом Кирилла и Мефодия на Небо Церкви Христовой.

Это тоже вознесение и возведение к высшему того, что было хорошего, с отсечением всего, что было греховным и плотским. Как событие Вознесения Господня есть некий сущностный, онтологический переход человеческого рода из одного состояния в другое, веха этого перехода в спасительном подвиге Христа Спасителя, так и восприятие первыми нашими предками проповеди Евангелия, услышание ими слов апостола евангелиста Иоанна Богослова, переведенных святым равноапостольным Кириллом: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог», было тоже сущностным изменением состояния этих народов.

Очень важно понять, что переход от язычества к христианству так же, как ныне от безверия к христианству, — это не просто добавление к одному неплохому другого хорошего, а принципиальное изменение состояния человечества и этих народов. Как писал один из русских богословов и философов, все, что мы знаем о славянском язычестве, должно привести нас к утверждению, что оно было совершенно запредельно по отношению ко всей той истории, которая началась с просвещением светом Христовой Истины. Это не было просто переходом от одного относительно доброго состояния в другое еще более доброе, это был разрыв национального бытия, наши предки стали другими, чем они были до того, благодатью Божией и трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В наше время Церковь Христова благовествует Евангелие народу Божию, в минувшие десятилетия в значительной своей части отошедшему в полуверие, суеверия, относительное безверие или даже безбожие. Сегодня мы с вами должны понять, что изменение состояния общества, русского народа, наших соотечественников — это не просто восприятие чего-то относительно хорошего, что было в предыдущие времена, с добавлением совсем уж хорошего — христианства. Оно точно так же невозможно без понимания, что «без Бога не до порога», без отвержения и отказа от греха, неправды, безбожия, от всякого оправдания того, что было в минувшие десятилетия нашей истории с нами всеми, с нашим народом, с нашей страной. Только со Христом и во Христе русский человек, становясь православным, получает возможность плодоносить той дивной святостью, которая была на Руси на протяжении девятисот лет нашей истории — до отпадения значимой части нашего народа в соблазнившие его идеологии и  мировоззрения.

Теперь мы должны быть бескомпромиссны и тверды и должны благодарить Бога за то, что в это непростое, как вы видите, лукавое и сомнительное время во главе корабля церковного, кормчим его поставлен первоиерарх, тезоименитство которого мы сегодня прославляем, — Святейший Патриарх Кирилл. Даже то, какое количество злобы, клеветы, попыток смутить не только неверующих, но и верных оказывается вокруг его имени и служения, должно утвердить верных в понимании: тот, против кого враг так злобствует, есть кормчий корабля церковного, за которого мы должны Бога благодарить, Богу молиться и с которым сегодня соединиться в соборной церковной молитве. Аминь.


Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале