Город сестер
Арекипу построили в удачном и неудачном месте одновременно. Из-за геологических особенностей землетрясения случаются тут с печальной регулярностью - каждые несколько лет. Одно из тех, что произошло в XVII веке, разрушило город почти до основания. Однако местных жителей это, кажется, не пугает – по населенности Арекипа уступает лишь перуанской столице. Как бы компенсируя это опасное неудобство, на горизонте выстроилась гряда красивых вулканов-шеститысячников. Тут же, неподалеку, оказался один из самых глубоких в мире каньонов - Колька, над которым кружат неугомонные кондоры, - и несколько мощных горных рек.
Попав в Арекипу, я влюбилась в нее сразу. Хотя в этом малоэтажном разноцветном городке нет ни одной броской приманки, вроде крокодилов и джунглей, как в Икитосе, или брошенной инками цитадели, как подле Аквас Кальентес, он оказался самым симпатичный населенным пунктом из всех, что мы видели в Латинской Америке. Точнее, из 5-6 перуанских городов, двух боливийских и одного венесуэльского. А «белым городом» его назвали из-за цвета вулканического камня, из которого была построена большая часть первых домов.
В городе нет ни одного здания выше четырех этажей (из-за опасности землетрясений) и почти каждое отличается от других если не цветом, то, по крайней мере, оттенком. Арекипа напоминает одну большую, залитую солнцем детскую.
Лет через сорок после того, как возник город, Доминиканский орден основал в Арекипе монастырь (1580 г.) имени святой Каталины (или Катарины, как на английском) для дочерей богатых и уважаемых креолов. Чтобы поступить сюда, девушкам, точнее, их семье, нужно было заплатить взнос и отдать в распоряжение обители некоторое приданое (список состоял из 25 вещей, включая картины, статуи и так далее). С тех, кто претендовал на почетную роль хористок, спрашивался особый взнос.
Постепенно монастырские угодья разрастались, и в конце концов обитель превратилась в отдельный закрытый город с населением в 450 человек и территорией 20 тысяч квадратных метров. Санта-Каталина и сейчас занимает в Арекипе целый квартал, обозначенный толстыми белыми стенами. Кстати говоря, из 450 обитателей монахини лишь треть, остальными были многочисленные слуги, обеспечивавшие сестрам привычную степень роскоши. Зная о пороках монастыря, римский папа – Пий IX направил сюда строгую сестру Жозефу Кадину, чтобы она навела порядок. Слуг распустили, предметы роскоши отправили в Европу. Сейчас большая часть этого чудесного города-сада открыта для посетителей, а в меньшей, закрытой от глаз публики, живет около 20 сестер.
К порогу Санта-Каталины мы подошли в день, когда монастырь был открыт после захода солнца. Был вечер, город замолкал, но даже на фоне этих умеренных звуков меня поразила еще большая, звенящая тишина за монастырскими стенами. Ей вторила надпись на красной арке: «Silencio». В прежние времена монахини собирались в этом дворе, чтобы в полной тиши читать Библию.
Экскурсию мы решили не брать, поэтому перемещения по лабиринтам монастыря превратились в спонтанную игру в открытия. За каждым поворотом мы оказывались в новых декорациях и с интересом начинали оглядываться по сторонам. И так снова, снова и до бесконечности. Пассажи с арками переходили в самостоятельные улицы, внутри которых, как сеть маленьких пещер, прятались кельи. Когда-то на заре монастырской жизни, обитательницы спали в одной общей комнате, но после очередного землетрясения (и из-за увеличения числа послушниц) вместо нее решили построить много небольших келий. Сегодня можно увидеть около 20 келий с восстановленной обстановкой. В каждой непременно есть кровать, иконы, стол с умывальными принадлежностями, ковер, стулья и шкаф. Интерьер комнат несколько отличается в зависимости от уровня достатка обитательниц. Например, в дополнение к остальному есть софа и живописные полотна.
Интересно, что роль лампы в «доэлектрические» времена выполняли дырки в потолке. Когда солнце поднималось, свет из отверстия падал на очаг и место для приготовления пищи.
Стены в монастыре Санта-Каталина были двух цветов - красные и синие. В красной части обители жили послушницы, а когла послушница принимала решение стать монахиней, она переселялась в синюю часть.
В одном из покоев, сбоку от расписного арочного двора, покоятся останки основательницы Санта-Каталины – доньи Марии де Гузман, а еще есть ее портрет и некоторые личные вещи.
В молодости – богатая бездетная вдова, позже – настоятельница монастыря с момента его открытия, донья Мария была известна своими предсказаниями. Почти все они - а всего их насчитывается 68 - касались смерти или болезней, ожидавших людей из ее окружения. Говорят, все они сбылись.
Между тем начинало темнеть. По коридорам ходили служители с факелами в руках, зажигали свечи и очаги в кельях и на улице. Людей становилось все меньше и сильшее чувствовался аромат цветов. В «сестринской» части заиграла фортепианная музыка. Мы как будто бы перенеслись на 300 лет назад, когда тут жили около сотни молодых послушниц – любимых дочерей богатых семейств, и в коридорах слышался смех и шорох их юбок.
И хотя уходить совершенно не хотелось, пора было покидать монастырь.
На выходе, в дальней части Санта-Каталины, среди цветочных кустов мы увидели длинные желобки. Раньше монахини стирали в них одежду, а сегодня тут просто льется вода. Дальше начинался небольшой сад с зелеными газонами и лавочками, где можно было еще немного посидеть.
Монахини, как ни странно встретились нам не в стенах Санта-Каталины, а в 20 км от города, возле шумной горной реки Чили. Мы приехали туда сплавляться на байдарках, а они сидели рядышком, в тени, на фоне скал, напоминающих слоновью кожу, ели фрукты, бутерброды и запивали их газировкой.