Один день в Лиме: 6 ноября
В каких-то из них было темно, в каких-то горел телевизор. Между ними в темноте располагались автомастерские, заправки, забегаловки. Схожую, но все-таки еще большую бедность можно было увидеть в Венесуэле, и тоже на подъезде к городу.
Исторический центр Лимы другой: красивые здания, открытые двери ресторанов, фонтаны, хорошо одетые девушки на каблуках.
Мы прибыли в субботу. Обогнули площадь с памятником - всадником на коне, - проехали мимо шикарного «Гранд-отель Боливар» и остановились в переулке возле колониального особнячка, сросшегося с двумя соседними домами - отелем «Испания».
Цена двухместного номера равнялась стоимости койко-места в 8 или 10-местном московском хостеле. В Лиме за эти деньги предлагают плюс-минус дворец.
Отель спал. Мы поднимались по лестнице и рассматривали в потемках хрустальные люстры, антиквариат, стулья, старинные картины. Откуда-то сверху слышались пронзительные попугаичьи крики. Все это вводило меня в состояние какой-то детской эйфории.
Номер наш был на самом верху, на плоской крыше-террассе. Тут что-то клокотало, шевелилось и издавало разные животные звуки, но определить их происхождение не давала темнота и усталость.
Утром все стало ясно: на статуе на крыше отеля сидел крупный попугай, сзади в клетках трещали его волнистые собратья. Позже выяснилось, что здесь же обитают павлин, пара черепах и собака. В общем, неплохой набор для привлечения постояльцев.
Прямо через дорогу находились барочная церковь и монастырь Святого Франциско. Не сказала бы, что они поражают красотой, однако здесь располагается внушительная старинная библиотека, в которой хранятся в том числе тексты, написанные до колонизации Перу. В церковных катакомбах захоронены около 70 000 человек. Освятили церковь в 1643 году, а вот окончательно достроили в 1774 году.
На дороге стоит бронебойный военный автомобиль с надписью на корпусе «Asalto», что значит «нападение», «атака». В Перу до сих пор пытаются справиться с оставшимися боевиками группы «Сияющий путь», члены которой в 1980-90-х годах устраивали теракты по всей стране.
«Парк Стены» (как переводится «Парке де ла Муралла») по атмосфере чем-то схож с московским Парком Горького 3-4 летней давности: те же аттракционы и гуляющие семьи, правда с поправкой на перуанскую действительность. Раньше, в XVII веке, тут проходила городская стена, защищавшая крошечную Лиму от пиратов и наводнений (река Римак течет прямо между холмом и парком). В 1870-х годах ее снесли, и город начал расти вширь.
В тот день на одной из улиц шел концерт классической музыки. Девочка на тротуаре вручила мне буклет «Лима камина» - «Лима шагает», - в котором говорилось: «Каждое воскресенье - искусство, культура и зрелища на улицах Хиронес Ика и Укаяли в Историческом центре Лимы с 13:00 до 18:00, Столичный муниципалитет Лимы».
Улица в Историческом центре. Сейчас в Лиме проживает около 8 700 – 9 000 млн. человек. Довольно сильная миграция в столицу произошла в 1980-х, во время военного конфликта в горных районах.
Ориентация в названии улиц поначалу то еще развлечение: в Лиме каждая улица имеет два, а то и три, четыре названия. Например, на одном доме может висеть табличка с одним наименованием, через несколько домов – уже с другим.
Большинство зданий в историческом центре - XIX – начала XX века. Местные жители воспринимают симпатичные дома как данность. В них часто можно обнаружить скромную продуктовую лавку, мастерскую по ремонту ботинок или еще какое-нибудь мелкое предприятие. Лично мне в каждом из них хотелось жить.
А вот к колониальным палаццо XVI-XVIII веков отношение совсем другое. В городе их осталось буквально несколько штук (из-за многократных землетрясений и влажного климата), и, ка кправило, их занимают частные организации или административные объекты. В какие-то из них можно попасть только с экскурсией, в некоторые – только в дни публичных посещений.
Дворец Арзобиспал. Он построен в 1924 году и лишь подражает колониальным палаццо. Конечно, не обошлось и без традиционных резных балконов в мавританском стиле.
В кафедральном соборе Лимы, который расположен на центральной площади, хранятся останки Франиско Писсаро, конкистадора, завоевавшего Перу и основавшего Лиму в 1535 г.
До 1970-х годов за тело Писсаро принимали останки некоего государственного служащего, хранившиеся в приделе храма. Позже в соборе было обнаружено другое захоронение с телами и емкостью. Среди них оказалось и тело завоевателя, а в емкости - его голова. Теперь его останки лежат в храмовом приделе.
Сам собор перестраивался многократно: в XVI-м, XVII-м и XVIII-м веках, однако фасад 1535 года удалось сохранить.
В 10 минутах езды отсюда находится парк Культуры (Парке де ла Культура) - средних размеров территория с двумя музеями изобразительных искусств. Зелень здесь оказалась довольно скудной, как в обезвоженных индийских парках.
Мы зашли в один из музеев – MALI, и случайно открыли для себя замечательного художника Фернандо Брюса, уроженцы Лимы 1965 года. С помощью ручки и чернил он избирательно перекопировал десятки европейских и американских передовиц, статей, туристических брошюр, киноафиш, и другой полиграфии начала-середины прошлого века. В результате, возникло историческое «полотно», созданное журналистами, политиками, учеными, полиграфистами, художниками и карикатурщиками – некая альтернативная реальность.
Отдельный район Лимы - Мирафлорес. Он находится относительно далеко от исторического центра и выходит к побережью Тихого океана, на пляж Коста Верде. Здесь живет так называемый «средний класс» и тут же находятся бутики, торговые центры, модные бары и ночные клубы.
Меня в свое время удивило, что хотя Лима стоит на побережье, в городе фактически не купаются из-за сильных волн и холодного течения. Но летом (то есть в декабре, январе, марте) люди все-таки не выдерживают жары и отправляются на пляжи чуть южнее Лимы – бороться с волнами. За пляжами в традиционном понимании нужно ехать на север страны, неподалеку от границы с Эквадором.
Парк Любви (Парке дель Амор) стоит на высоком утесе, отсюда удобно наблюдать за океаном и качающимися на волнах фигурками серферов, которым не мешает ни холодная вода, ни высокие волны.
Вечером, уже в старой Лиме, мы заметили на тротуарах мужчин в бордовых мантиях. Они общались друг с другом и, по всей видимости, чего-то ждали. Мы попытались узнать, будет ли сегодня в городе какое-то мероприятие и выяснили, что как раз в этот день отмечают религиозный праздник. Какой именно – понять не удалось.
Позже, на одной из улиц мы увидели такую процессию:
Продвигаясь через толпу, мужчины несли нарядно украшенную статую Иисуса Христа в серебряном обрамлении. За ними шел духовой оркестр. Причем ноты каждый музыкант читал со спины товарища, куда те крепились булавками. Судя по лицам мужчин, несших изваяние, оно было очень тяжелое: они морщились, потели, порой не выдерживали и их сменяли другие. В одном источнике пишут, что носилки со статуей Иисуса весят 300 кг, другом – 2 тонны.
Оказалось, что в этот день в Лиме проходило ежегодное шествие с иконой Иисуса Чудотворца (Señor de los Milagros de Nazarenas) – самой почитаемой в городе и одной из самых почитаемых в Перу. Согласно преданию, что в 1651 году на окраине Лимы один из рабов нарисовал изображение Христа на стене дома, куда он и другие рабы приходили молиться. Через 4 года случилось землетрясение. Дом рухнул, осталась стоять только стена с фреской. В 1671 году испанские власти приказали уничтожить икону, но рабочим не удалось это сделать. Тогда было решено на этом месте построить церковь для иконы, которую назвали Лас Назаренас (Las Nazarenas). В 1687 году снова произошло землетрясение, и снова изображение Христа уцелело. С того момента зародилась традиция шествовать с иконой Иисуса Чудотворца. Однако это не все. 28 октября 1746 года в Лиме случилось мощнейшее землетрясение, разрушившее большую часть городских построек. Погибли тысячи человек. Но фреска со Христом выдержала и его. Тогда перуанцы окончательно убедились в чудотворности иконы. Сейчас это уникальное изображение хранится в перестроенной церкви Las Nazarenas, а на улицу выносят его копию. Кстати, 24-часовое ежегодное шествие в Лиме считается самой масштабной религиозной процессией в Латинской Америке. Шествия проходят во всех перуанских городах.
В тот же вечер мы уезжали ночным автобусом в Арекипу и увидели на автовокзале вот такую картину:
В Перу несколько иное отношение к детям, чем у нас: родители не боятся оставлять их в общественных местах. Я видела следующую картину: маме нужно в туалет, она сажает 2-летнего малыша на столешницу с умывальниками, дает наставление никуда не уходить и идет в кабинку. Вообще же детей в Перу много: у городских семей в среднем по 2-3 ребенка. Их количество на улицах как-то особенно радует глаз.