Охота на ведьм
Охота на ведьм в Европе началась в самом конце XIV века и продолжалась на протяжении нескольких столетий. Несчастных женщин обвиняли в прямом смысле слова во всех смертных грехах, и многие представительницы прекрасного пола окончили свою жизнь на костре. Причем для обвинения человека в колдовстве иногда достаточно было показаний завистливых соседей, а способы проверки невиновности жертвы были крайне изуверскими.
С того момента, как человек попал в застенки инквизиции, у него не было практически никаких шансов выйти на свободу. Самым распространенным способом выбивания признаний были пытки, продолжавшиеся с небольшими перерывами и постепенно возраставшими по своему воздействию. Для начала жертву могли просто завести в комнату пыток и продемонстрировать действие ужасных средневековых механизмов. Тем, кто после этого, «продолжал упорствовать в своем заблуждении», предстояло на себе испытать, насколько эффективно палачи могли использовать силу тяжести – человека подвешивали на дыбе или роняли на землю с большой высоты, и он превращался в калеку, выкручивались суставы, рвались мышцы; давления – тиски для разных частей тела, неподвижности – жертву надолго фиксировали в определенном положении, что постепенно приводило к невыносимым страданиям; тепла – различного рода кресла и стулья с шипами, под которыми разводился огонь. После применения передовых средневековых технологий мало кто оставался в живых или не признавал себя виновным. В качестве примера мучений и технологии допроса приведем выписку из одного средневекового протокола: «Обвиняемого по нашему указанию поместили на лестницу и растянули до первой ступеньки (разновидность дыбы, тело человека постепенно растягивали с помощью системы рычагов и веревок – А.З.). На вопрос, бывал ли он когда-нибудь на шабаше и заключал ли союз с дьяволом, он ответил только: «Иисус, Мария» — и добавил: «Я умираю!» На вопрос, занимался ли он когда-либо колдовством и притворялся ли, будто во время шабаша соединяет двоих в подобии брака, ответил «нет». Нами было отмечено, что на протяжении всей процедуры обвиняемый не говорил ничего, кроме «Иисус, Мария!», и утверждал, что никогда не заключал никакого союза с дьяволом, тайного или публичного, и не бывал на шабаше».
Сцена допроса поразительно напоминает сцены раннехристианских мученических актов с той разницей, что теперь одни христиане пытали других, требуя покаяния в грехах, которых те не совершали. Заметим, что сами инквизиторы никогда не говорили о пытках или казни грешников. Речь шла о различного рода епитимиях, с помощью которых человек избавлялся от власти дьявола, а нераскаянного грешника на костер мог выдать только светский правитель – сама Церковь кровь не проливала.
Интенсивность охоты на ведьм напрямую зависела от личной ревности главного инквизитора области. При наличии особенно рьяных палачей их жертвами могли становиться даже дети. Вот что пишет один из очевидцев массовых казней в позднесредневековой Германии: «Здесь казнили девушку девятнадцати лет, которая слыла самой хорошенькой и добродетельной во всем городе, и которую его светлость епископ сам воспитывал с нежнейшего возраста. Я видел собственными глазами, как обезглавили и сожгли каноника собора по имени Ротензае. Трех-, четырехлетние дети обзавелись дьяволами в качестве возлюбленных. Сжигают студентов и мальчиков благородного происхождения девяти, десяти, одиннадцати, двенадцати, тринадцати и четырнадцати лет. Короче говоря, дела в столь плачевном состоянии, что не знаешь даже, с кем следует водить компанию и вступать в беседу».
В качестве обвинителей на подобных процессах могли быть дети. В США несколько человек были казнены по обвинению в колдовстве по навету сестер, которые мастерски изображали наведение на себя порчи. Стоило женщине войти в комнату, как одна из девиц начинала корчиться в припадке, а затем внезапно «исцелялась».
Одним из самых распространенных обвинений было сожительство с дьяволом, который, как правило, представал в образе, пса, крысы, козла или человека. Несчастные женщины признавались в том, что они имеют сексуальные отношения с чертом, после чего их участь была практически решена – в качестве особой милости их могли задушить перед тем, как отправить на костер, но для этого нужно было обязательно покаяться и признать свою вину. Инквизиторы не отличались особой чистоплотностью, выбивая подобное раскаяние. В застенки к заключенному могли посадить человека, который убеждал покаяться, а в это время за стеной слуги инквизитора слушали весь разговор. Жанну д'Арк принудили к покаянию с помощью обмана – вместо одного документа ей подсунули другой, и несчастная девушка подписала его, не ведая, что тем самым она признала обвинения в колдовстве.
Были придуманы совершенно изуверские способы «оправдания» подозреваемых в колдовстве. Несчастную женщину бросали в реку, связав ее или привязав к ней камень. Если каким-то чудом она не тонула, то вина считалась доказанной – дьявол помог ведьме всплыть – и ее ждало страшное наказание. Стоит ли говорить о том, что для утопленниц было мало радости в том, что их признали невиновными по обвинению в колдовстве.
В качестве своеобразного оправдания охоты на ведьм можно упомянуть, что по обвинению в колдовстве казнили не только женщин, но и мужчин, а обвинение в колдовстве часто использовали для сведения личных счетов или обогащения. Человек – существо довольно жестокое, а потому охота на ведьм развязала в обществе самые низкие инстинкты.