Выставка икон и редкостей из частных коллекций открылась в Музее им. Андрея Рублева
Открывая экспозицию, директор музея Геннадий Попов назвал ее необычной по целому ряду причин: «Мы объединяем вещи религиозного назначения с произведениями абсолютно светского бытового домашнего характера, и достаточно древние произведения — с работами, поделками почти новейшего времени».
Примеры такого синтеза, отметил он, в музее достаточно редки, «все распределяется по отделам», и потому этот момент «единого потока национальной культуры» очень важен. Такая особенность дает свежий и яркий импульс восприятия того, что здесь выставлено. Интерьер, который представлен на выставке, исчез на рубеже 60—70-х годов ХХ века — практически на памяти некоторых из присутствующих здесь.
Один из организаторов и вдохновителей выставки Александр Липницкий, к юбилею которого приурочена экспозиция, отметил, что за 8 лет, прошедших с момента последней совместной с музеем выставки, многое изменилось в сознании собирателей. «Мы стали собирать и изучать ту часть русской культуры, которой раньше не придавали значения. На этот раз родилась блестящая идея объединить в стенах Спасо-Андроникова монастыря и шедевры, и вещи бытового характера — так, как они живут в домах моих друзей, коллекционеров Сергея Воробьева, Вячеслава Момота... Меня всегда восхищало, как уживаются у них в квартирах разные по качеству, по древности иконы с прялками, с пряничными досками, домовой резьбой», — сказал коллекционер. «Эта выставка, — продолжил А. Липницкий, — дань памяти тем коллекционерам и тем русским крестьянам, которые сумели сохранить, спасти в тяжелую годину пролетарской революции и последующего разрушения русской культуры небольшие ее остатки, и они перед вашими глазами».
Ученый секретарь ЦМиАР, куратор выставки Наталья Комашко сообщила, что музей работает с частными собирателями с 1974 года. На долгое время выставки из частных коллекций были прерваны, но в 2004 году эта традиция была восстановлена — тогда вместе с Липницким и Воробьевым была сделана большая выставка шедевров из частных собраний. Таким образом, отметила Н. Комашко, с 2004 года в практике музея — организация выставок с привлечением памятников из частных собраний, «и в этом лицо нашего музея, это хорошо, потому что в контакте музея с коллекционерами рождаются новые идеи, которые обогащают науку, разрабатываются новые темы». Сейчас, в 2012 году, сказала она далее, мы знаем о поздних памятниках гораздо больше, чем когда мы устраивали выставку 2004 года. Нынешняя выставка не похожа на традиционные выставки из частных собраний: это не собрание шедевров, «выдернутых из контекста своего бытования, собранных согласно какой-то главенствующей идее выставке». «Мы собрали памятники так, чтобы им было удобно друг с другом, т.е. так, как они существуют реально в квартирах коллекционеров», — сказала сотрудница музея.
Присутствовавший на церемонии открытия главный редактор Издательства Московской Патриархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев оценил выставку как уникальную: «Здесь сердечное собрание известных московских, российских собирателей. Они выставляли и раньше свои шедевры, которые удавалось спасти, реставрировать, сохранить, но сейчас они представили что-то личное. То, чего никогда не выставляли. В каждой вещи чувствуется душа, чувствуется привязанность к ним. Ведь эти вещи находятся дома, они вместе с ними живут, тем и ценна эта выставка». Он отметил, что быть собирателем — «трудное дело, которое требует ума, сил, воли, в том числе и денег». Это и бизнес, но это и образование, но «самое главное — это сердце и душа».
Как говорится в пресс-релизе мероприятия, в выставке принимают участие более 20 собирателей, а также Собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и храм святителя Николая в подмосковном селе Аксиньино. Среди участников выставки и давние друзья А. Липницкого из музыкального мира — Артемий Троицкий и Андрей Макаревич.
Особенно интересны среди экспонатов произведения XV-XVI столетий, такие как «Чудо о Флоре и Лавре» (собрание С. А. Ходорковского), «Богоматерь Гора Нерукосечная» (собрание Фонда Андрея Первозванного). Народная икона XVII-XVIII веков представлена такими образцами, как «Святитель Власий Севастийский» и «Святитель Модест Иерусалимский» (обе из собрания А. Липницкого), на которых эти святые, почитавшиеся в народной среде как покровители скотоводов, изображены вместе с домашними животными. Из собрания В. Момота можно увидеть деревянную скльптуру и деревянные резные иконы, из собрания Сергея Воробьева — коллекцию прялок.
«В чем еще отличие нынешней выставки? — пишет в буклете, изданном к открытию экспозиции, Александр Липницкий. — Наконец-то мы, собиратели икон, перестали гнаться за древностями. Не потому, что их не стало. Просто мы потихонечку доросли до мысли, что русская культура была на высоте и в XVII, и в XVIII, и в XIX веках, и даже в предреволюционный период. Стало понятно, что памятники этих эпох могут быть равновелики по своему научному и художественному значению с памятниками XV-XVI столетий».
Выставка продлится до 15 августа 2012 года.