Школа духовного пения: В музыке вырастает душа
- Нина Дмитриевна, расскажите, как появилась Школа духовного пения, кто стоял у истоков ее создания?
Нина Лебедева: Пятнадцать лет назад, по благословению и при поддержке настоятеля храма протоиерея Максима Козлова, те, кто пел на правом клиросе нашего храма, своими силами открыли воскресную школу для детей прихожан. Вначале мы занимались с ними в хоре и изучали Закон Божий. Постепенно добавили музыкальные и вероучительные предметы. Однако было понятно, что чего-то не хватает: после двух-трех лет занятий в школе, достигнув подросткового возраста, дети уходили из нее. Другими словами, не было объединяющей цели, к которой бы стремились и дети, и родители. Так мы пришли к идее создания хоровой музыкальной школы, в которой ребята учились бы петь на клиросе, получая профессиональное начальное музыкальное образование.
Сергей Маркелов: Хотел бы обратить внимание на то, что до революции лучшее музыкальное образование можно было получить при Церкви, в Синодальном училище. Разумеется, развивалось и светское образование. Однако испокон веков в России было два лучших хора: государев и патриарший хор певчих дьяков. Когда при Петре Первом государев хор перевели в Петербург и сделали придворной певческой Капеллой, патриарший хор приписали к Синоду и практически разорили, из-за чего этот хор долгое время находился в упадке. Только в конце XIX века он был возрожден, составив конкуренцию блиставшему тогда в Европе придворному хору. Это произошло во многом благодаря владению древней богослужебной традицией, сохраненной в Москве.
В советское время несколько деятелей культуры взяли на вооружение идеи церковного музыкального певческого образования, благодаря чему Московское хоровое училище имени Свешникова унаследовало часть методик и педагогический опыт патриаршего хора. Я являюсь выпускником этого училища и стараюсь передать историческую традицию своим ученикам. Мне нравится заниматься с детьми. Как сказал кто-то из мудрых, «найди дело себе по сердцу, и ты не будешь работать ни одного дня своей жизни». Так и получается.
Нина Лебедева: К обычным предметам государственных музыкальных школ, таким, как хор, сольфеджио, музыкальная литература и фортепиано, мы добавили те, которые, на наш взгляд, необходимы для обучения детей пению на клиросе. Это Закон Божий, церковно-певческий обиход, церковнославянский язык, литургика. С годами выработали систему и программу обучения, благодаря которым дети изучают пение на клиросе с шести лет, а окончив школу после восьмого класса, наши выпускники владеют полноценной профессией! Но и это не главное. Кроме того, что мы даем музыкальное образование и профессию, мы пытаемся воцерковить ребенка. Поскольку все происходящее в храме – речь священника, тексты чтецов, сам ход службы – становится для детей понятным и родным. Начиная петь в церковном хоре, они приобщаются к службе самым действенным образом – участвуя в ней.
- Школа принимает детей только из верующих семей?
Нина Лебедева: Для поступления в нашу школу необходима рекомендация духовника ребенка или его родителей. Хотя бывают исключения, если мы видим, что ребенок тянется к музыке и хочет учиться. Принимаем детей и из семей, члены которой крещеные, но в церковь ходят не часто.
Сегодня более половины учеников составляют ребята не из нашего прихода: родители узнают о нас и привозят детей из других районов города. Также мы принимаем молодых людей до 25 лет без музыкального образования – для них открыта взрослая ступень обучения пению, рассчитанная на три года.
Нагрузки в Школе очень серьезные: уроки в понедельник и четверг с семи до половины одиннадцатого, плюс индивидуальные занятия вокалом и фортепиано, в субботу – учебная и потому обязательная утренняя служба, затем занятия сольфеджио, хором, в воскресенье – литургика и хор.
- Каковы критерии отбора учеников?
Нина Лебедева: Их нет. Мы убеждены, что нет ни одного ребенка или взрослого, которого нельзя научить петь. Когда взрослый человек приходит и говорит: «У меня голоса нет», мы отвечаем: «Ты же говоришь? Значит, голос есть». У всех есть голос, и есть способности, которым нужно помочь проявить себя. Как часто повторяет духовник нашей школы отец Максим: «Произволяющий способен».
- Кто ваши преподаватели?
Нина Лебедева: Со дня создания школы коллектив практически не поменялся. Из 14 преподавателей 12 – с высшим образованием, большинство – практики, поют в церковных или светских хорах, являются регентами. Они – удивительные педагоги. Каждый работает по своей авторской методике и на уроках творит чудеса.
- Какое применение полученным знаниям получают выпускники школы? Где их ждут?
Нина Лебедева: Многие поступают в профессиональные музыкальные училища. В частности, в Московский Государственный институт имени Шнитке: здесь наши ребята получают профессию дирижера. Процентов десять поют на клиросах Москвы, некоторые регентуют. Безусловно, наши выпускники работают и в хоре Татьянинского храма.
- Можно ли увидеть ваших воспитанников в крупных концертах, на конкурсах, в фестивальных программах?
Нина Лебедева: Конечно. Мы участвуем в мероприятиях Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ездим на службы, принимаем участие в литургиях и поем в храмах столицы. Хорошей традицией стали поездки нашего хора в отдаленные подмосковные приходы.
Каждый год под руководством настоятеля храма отца Максима Козлова наши воспитанники посещают Якутскую, Костромскую, Алтайскую и Московскую епархии.
Начиная с 2007 года, мы принимаем участие в православных хоровых конкурсах, а с 2009 года, по благословению Святейшего Патриарха и под патронажем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, мы организовали свой ежегодный хоровой фестиваль «Кирилл и Мефодий». Он проходит в притворе храма святой мученицы Татианы при МГУ и собирает до тридцати хоров из разных регионов. На конкурс участники привозят народные и патриотические песни, духовные стихи, богослужебные песнопения. В жюри входят преподаватели Московской консерватории, института им. Гнесиных, художественный руководитель московского Синодального хора А. А. Пузаков. Председатель жюри – профессор Московской консерватории, художественный руководитель хора «Кастальский» А. М. Рудневсий. А в прошлом году был проведен мастер-класс членов жюри, привлекший и дирижеров светских хоров, которым было интересно узнать, как работать с хором на церковных произведениях. Мы были этому рады, потому что готовы делиться методиками и наработками, открыты к контактам и сотрудничеству.
- Может ли духовное музыкальное образование быть альтернативой светскому?
Сергей Маркелов: Своей главной задачей мы видим необходимость не просто научить что-то исполнять, а привить и сберечь любовь к музыке, развить ее. Что касается светской школы, то зачастую родители просто «сдают» ребенка в «музыкалку». Он учится, ненавидя все, что связано с нотами, а после выпуска торжественно сжигает свою скрипку или виолончель, прячет подальше диплом, и долгие годы или даже десятилетия просто не способен вернуться к музыке. Чтобы этого избежать, нужно развивать душу. В этом я, пожалуй, вижу задачу и идею духовного музыкального образования. Показатель того, что мы на правильном пути – дети наших выпускников приходят в нашу школу, а они сами часто приходят петь по собственному желанию. С каждым годом наш ученический хор становится сильнее и крепче. На Рождество и на Пасху мы традиционно поем вместе с профессионалами, и к сегодняшним ученикам присоединяется все больше выпускников Школы духовного пения храма святой мученицы Татианы при МГУ.
Школа духовного пения храма Святой Мученицы Татианы при МГУ родилась по инициативе энтузиастов. Постепенно к хоровым занятиям и изучению Закона Божия добавились музыкальные и вероучительные предметы, была выработана система и программа обучения, благодаря которым дети изучают пение на клиросе с шести лет, а окончив Школу после восьмого класса, выпускники владеют полноценной профессией! Все происходящее в храме – речь священника, тексты чтецов, сам ход службы – становится для детей понятным и родным, они постепенно воцерковляются. Начиная петь в церковном хоре, дети приобщаются к службе самым действенным образом – участвуя в ней. Таким образом, главной задачей и идеей духовного музыкального образования педагоги Школы видят развитие души каждого своего воспитанника.
Фото Юлии Маковейчук, Евгения Глобенко, Дмитрия Пасечного
Читайте также: