Как переименовали Москву, или старые идеи нового министра

Новый министр культуры России Владимир Мединский предложил переименовать улицы Москвы, носящие имена революционеров. С этой инициативой Мединскийнеоднократно выступал и раньше, но теперь, когда он вошёл в новый состав правительства, его позиция воспринимается как официальная.

Конечно, ни для кого не секрет, что названия улиц подавляющего большинства российских городов унылы и однообразны. Согласно статистике, в нашей стране более 7700 улиц Ленина, 3470 улиц Кирова, 1405 улиц Карла Маркса, 1107 улиц Дзержинского, 1100 улиц Свердлова, 554 улицы Урицкого, 460 улиц Володарского, 284 улицы Розы Люксембург, 131 улица Войкова, а также 12870 Советских улиц, около 7000 Октябрьских улиц, 5900 Комсомольских улиц, 1115 улиц 8-го Марта, 990 Коммунистических улиц, 630 Революционных улиц.

Та же тематика просматривается и в названиях городов и посёлков. Общее количество топонимовв честь революционеров и связанных с ними событий просто не поддаётся подсчёту. Оставлять на карте городаподобные имена, по мнению Мединского, всё равно, что «сейчас называть улицу Мовлади Удугова или Хаттаба».

При этом министр культуры, по сути, не предлагает никаких конкретных способов изменения ситуации. Он считает, что «шашкой махать не нужно», что процесс изменения топонимики должен идти постепенно, «с учётом мнения жителей».

Интересно, как можно учесть мнения людей, которые живут на улицах с революционными названиями, если одни остаются горячими сторонниками старой топонимики, другие мечтают о переименовании, а третьим вообще всё равно? Ни референдум, ни опрос общественного мнения не приведёт ни к каким результатам. Да и в целом, в обществе нет согласия по этим вопросам.

Конечно, можно в качестве компромиссного решения повесить на домах таблички с прежними названиями улиц, как это сделали, например, в Ярославле. Так, например, таблички на улице Салтыкова-Щедрина сообщают, что в разные исторические эпохи она именовалась Большая Рыбинская, Университетская, Никитская, Богоявленская. А из табличек на улице Суркова можно узнать, что её прежние названия – Школьная, Гимназический переулок, Благовещенский переулок.

Ещё интереснее поступили в белорусском городе Барановичи, который, как известно, принадлежал в первой половине двадцатого века то царской России, то Литовско-Белорусской Советской республике, то Польше, то был под немецкой оккупацией, то входил в состав Белорусской ССР. Таблички с названиями главных улиц Барановичей при всех режимах выполнены на разных языках: русском, белорусском, немецком.

Но дальше всех пошёл известный московский священник протоиерей Димитрий Смирнов. Несколько месяцев назад он поместил на стене храма святителя Митрофана Воронежского по Второй Хуторской улице, в котором является настоятелем, табличку с дореволюционным названием:«Улица Царская, дом 40». Отец Димитриймного лет добивался от городских властей возвращению улице исторического названия, но так и не дождалсяофициального ответа. И тогда община храма решила этот вопрос самостоятельно, «снизу» – на здании церкви появилась новая табличка.

Впрочем, и это – половинчатое решение проблемы. Сколько табличек не вешай, а официальные названия улиц и городов остаются прежними. На наш взгляд, решить вопрос можно только одним способом: переименованием «сверху», не испрашивая мнения «низов», как это произошло, например, с идеологическими названиями станций столичного метрополитена в 1991 году. Так что пожелаем новому министру решительности и последовательности. А в заключение приведём некоторые любопытные исторические факты, связанные с переименованиями.

***

В 1939 году Союз воинствующих безбожников предложил переименовать в честь шестидесятилетия Сталина григорианский календарь в советский, а названиям каждого месяца присвоить революционные имена:

Январь – месяц Ленина

Февраль – месяц Маркса

Март – месяц Революции

Апрель – месяц Свердлова

Май – месяц май

Июнь – месяц Советской конституции

Июль – месяц жатвы

Август – месяц мира

Сентябрь – месяц Коминтерна (Коммунистического интернационала)

Октябрь – месяц Энгельса

Ноябрь – месяц Великой революции

Декабрь – месяц Сталина.

Но Сталин эту идею не одобрил, и месяца сохранили свои прежние названия.

***

В 1920-50-е годы неоднократно вставал вопрос о переименовании Москвы: столице первого в мире пролетарского государстваполагалось иметь более революционное, идеологически безупречное название. В 1927 году группа партийных работников из 216 человек обратилась к Председателю ВЦИК М. И. Калинину с официальным ходатайством о переименовании Москвы в город Ильич. Однако просьбу большевиков не удовлетворили.

В 1938 году нарком внутренних дел СССР Ежов, ссылаясь на «мнение трудящихся», официально предложил переименовать столицу в Сталинодар.Сталин отверг сначала эту идею, а вскоре и её автора: Ежов был арестован и расстрелян.

В марте 1953 года, сразу после смерти Сталина, снова прозвучало предложение переименовать Москву – в  город Сталин. Но вскоре политическая ситуация изменилась, и с тех пор к вопросу о переименовании столицы больше не возвращались.

***

В 1930-е годы власти Челябинска предлагали переименовать свой город и предложили название Коба – в честь дореволюционной подпольной клички Сталина. Все остальные названия в честь «вождя народов» – Сталино, Сталинград, Сталиногорск, Сталинск и даже Ново-Сталинск – были уже заняты. Но Сталину не понравилась эта затея. Тогда было решено переименовать Челябинск в Кагановичград – в честь сталинского соратника Лазаря Кагановича. Иосиф Виссарионович ответил очень кратко: «Против. Сталин». Вскоре всё руководство Челябинского обкома партии было арестовано и расстреляно.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале