«Патриотизм с человеческим лицом»: Ирина Разумовская о втором сезоне проекта «Живые мемории»
Ирина Разумовская |
– Ира, вы с твоей командой «Кто мы.медиа» в 2020 году представили небывалый в мире жанр – документально-анимационный сериал на основе воспоминаний реальных людей рубежа XIX-XX веков – Бунина, Нестерова, Мамонтова и других. Да еще и второй год подряд выигрываете с этим проектом конкурс президентских грантов. Давай подведем итоги первого сезона. С каким скепсисом ты столкнулась, когда рассказывала, что вообще зритель увидит на экране? И какой в итоге был отклик?
– В ряду первых скептиков был мой папа (Феликс Разумовский – телеведущий, автор программы «Кто мы?» на телеканале «Культура» – «ТД»), который говорил, что это так себе форматец: выдернутые из контекста отрывки книг, еще анимация, и что-то коротко – семь минут…. Теперь папа – главный фанат этого проекта! Но надо сказать, что в начале пути мы и сами были не уверены. Это было нащупывание жанра, эксперимент. Больше всего мы волновались перед премьерой в кинотеатре «Пионер», где показывали альманах целиком. Казалось, люди не выдержат 10 серий подряд без антракта, мы серьезно думали показать только половину. Хотя по длительности это как обычный полный метр.
И когда после премьеры мы увидели шок даже у артистов нашего проекта, то поняли, насколько получилось круто! Пришел Кирилл Пирогов, посмотрел и сказал нам, что только так и можно показывать этот альманах – вкинотеатрах, никакого сериала, никакого YouTube. Потом, когда мы проехали по стране от Ельца до Владивостока, чтобы продемонстрировать «Живые мемории» в музеях-партнерах проекта, все больше людей стали говорить, что именно при просмотре целиком работает эффект «звонящего колокола». Хотя кто-то говорил, что такой объем невозможно сразу переварить, надо вдумчиво посмотреть каждую серию, порефлексировать…
Самое сложное – донести готовый проект до зрителя. И самое прекрасное – если человек не остался равнодушен. Но чтобы кто-то был равнодушен к нашему проекту – я таких людей не видела. Самый серьезный отклик был во Владивостоке. Там был большой зал, много камер, СМИ, потому что воспоминания Элеоноры Прей, озвученные Мириам Сехон, это про их город, их гений места…
– Что после просмотра говорили люди? Что узнали они про страну из этих оживших воспоминаний?
– Самый мой любимый отклик: «Это патриотизм с человеческим лицом». Важно, что люди хотят именно этим языком и в таком формате, ненавязчиво, узнавать что-то про страну. А не так, как у нас зачастую это подается. Еще из топа супер-крутых реакций: «А можно это в школах показывать на МХК»?
– Вам действительно удалось перенести человека современного в мироощущение прошлой эпохи.
– Да, получилась машина времени! Это приятно, ведь наша задача – создать атмосферу, передать нерв эпохи. Мы стремимся к документальности даже в анимации, – но сказать, что именно так все и было, что именно такая интонация была у человека, когда он писал воспоминания, конечно, нельзя. Да и не нужно.
Путь к мечте
Ирина Разумовская |
– Как удалось добиться показа на ТВ? Ведь это «не формат».
Нам было нужно это не для галочки и не для заработка – мы просто хотели, чтобы проект посмотрели в регионах. Мы когда ездили по стране, нас часто спрашивали: «А на канале “Культура” покажут?» Объяснить, почему нет, было сложно. Простой зритель не понимает, что такое «формат» и «не формат». То, что этой осенью цикл все-таки вышел на «Культуре» – чудо! И это случилось… отчасти благодаря папе. Он за меня, кстати, никогда не просил! И сейчас тоже: просто по своим делам пошел как-то «наверх» и сказал: «А вот, кстати, есть такой проект…. Не хотите разнообразить контент?». И когда глава телеканала увидел, то сразу сказал: это надо показывать.
– Когда вы решились продолжить проект и подать заявку на второй президентский грант?
– Когда люди уже посмотрели. Это было бы невозможно, если бы мы не получили фидбек. Все, кто мог, нас отговаривали подавать так сразу вторую заявку. Убеждали, что не дают два года подряд. Тем более, наш проект считается масштабным, на первый сезон нам дали восемь миллионов рублей. И отчитываться надо было не в конце, а постоянно – за суммы, за периоды. К тебе прикрепляют эксперта, который следит за всем, что ты делаешь, за каждой потраченной копейкой. Даже если работа незаметная, мы должны отчитаться, что процесс идет. Мы шлем видео, бесконечные селфи с совещаний, это все складывается в папочку и передается экспертам. И такое длится год – я думала, не справлюсь! Мы очень дотошно делали отчет. Наверное, за такой подробный отчет по первому сезону нам и дали второй грант.
– В проекте артисты первой величины: Инна Чурикова, Виктория Исакова, Денис Мацуев, Елизавета Боярская, Игорь Петренко… Как ты составляла этот список?
– Мы с братом Михаилом, сооснователем «Кто мы.медиа», долго и кропотливо составляли этот dream cast. По каждому артисту изучали его высказывания, посматривали фильмы и спектакли, прикидывали, понравится ли ему проект. И могу сказать: 80% задуманного на бумаге – сбылось! Да, кажется, это невозможно. Но начинаешь планомерно идти к мечте: тяжелые переговоры, ожидания месяцами, когда они просто посмотрят первую серию первого сезона… И дальше – переломный момент. Они смотрят – и соглашаются! Это было несколько легче, чем впрошлый раз, когда приходилось на пальцах объяснять артистам, что мы вообще такое придумали.
Полторы минуты на уговоры
– Как вам удалось заполучить Дениса Мацуева? У него же концертов больше, чем дней в году!
– Была отдельная операция – просто с ним поговорить! Несколько месяцев ушло, чтобы попасть на короткую аудиенцию. У меня была задача покорить Мацуева за 1,5 минуты…
– И как тебе это удалось?
– Идеей проекта и Рахманиновым. Я знала, что все, что касается Рахманинова, Дениса трогает. Хотя мне сразу его директора сказали, мол, максимум, чего можно добиться – что он отдаст музыку своего исполнения. И я подумала, какой красивый ход: музыка в исполнении Дениса Мацуева в первой серии! Но мне показалось правильным, чтобы он и озвучил эту серию, потому что там очень близкая для него история, связанная с профессором Зверевым и ранними годами композитора. И, конечно, разговор с Денисом я начинала именно с этого: вот такое воспоминание и можно ли взять ваше исполнение? Он ответил: «Да, конечно, всё, – пока!»
И тут я кричу вслед: «Подождите, а как вам такой вызов: не прочтете ли вы?..» Денис азартный, я тоже на это ставила. И он сказал: «А давайте попробуем!» На этом истекли мои 1,5 минуты…
Ирина и Михаил Разумовские с пианистом Денисом Мацуевым |
Дальше два с половиной месяца мы ждали его окончательного ответа. Все говорили: забудь, мало ли что он тебе брякнул… Но в какой-то момент мне снова удалось лично с ним поговорить, и эта беседа по телефону длилась уже 20 минут. И я убедила его, что надо попробовать, – впереди же ещё юбилейный год Рахманинова! Он сказал: «Вам невозможно отказать» – и исчез еще на полтора месяца. Не брал трубку, у нас срывались съемки… Студия уже готова – и он присылает аудиосообщение ночью: «Простите, я не смогу». Я была много раз на грани уже отказаться от его участия.
– В итоге он приехал к вам?
– Да, у него было всего два часа, а нам нужно было три. Ведь Денис Мацуев не профессиональный актер – он великий пианист, и очевидно, нам нужна была репетиция. А как это сделать, если у него не было времени даже посмотреть одну серию первого сезона? Я предложила прорепетировать прямо по дороге на студию. И надо отдать ему должное, он согласился. Было сложно, но он одаренный от Бога, привык работать с листа и с первого дубля даже в несвойственном для себя амплуа. Могу сказать: таким Дениса Мацуева еще никто не видел!
Работа ради искусства
– В этом сезоне вам удалось предложить артистам более весомые гонорары?
– Нет, гонорары такие же крошечные! Это со стороны артистов чистая благотворительность. Легче всего было договориться с Елизаветой Боярской. Она невероятная труженица и очень загорелась нашей идеей. Нам нужно было несколько артистов такого уровня, когда мы подавали на второй грант, и она написала письмо поддержки, что примет участие, что это прекрасный проект.
Она поразила меня тем, в какой готовности приезжает на площадку. Над первым сезоном мы работали в период локдауна 2020 года, и артисты начитывали черновые версии на телефон дома или на съемочной площадке, чтобы художники могли сразу работать над анимацией. Во втором сезоне мы решили действовать также, ведь когда артист уже в студии, у него мало времени. Так, Елизавета мне начитывала что-то на съемочной площадке фильма, я ее деликатно корректировала – и мы очень продуктивно так удаленно работали. Это человек, который выдает важнейшую эмоцию с первого дубля, который знает текст наизусть, который ради тебя приезжает в шесть утра на Сапсане, – она же из другого города! В общем, это школа Додина, это чувствуется, работа ради искусства!
Елизавета Боярская в проекте "Живые мемории" |
– Художники и композитор – те же, что и в прошлом проекте?
– Четверо художников осталось с первого сезона. Для большинства из них это один из самых любимых и важныхпроектов в жизни, хотя это работа на износ... Отбирали и новых режиссеров анимации. А вот композитор у нас по-прежнему один – Кирилл Парастаев. Он виртуозно справляется с таким объемом и разнообразием.
Русского характера забытые черты
– Как вы отбирали отрывки воспоминаний для второго сезона? Что объединяет нынешний цикл?
– Как только прошла премьера первого сезона и пошли гастроли, мы с Мишей сразу сели читать мемуары. На это опять ушло чуть меньше года. Мы по-прежнему хотели представить калейдоскоп людей разного пола, возраста, социальных слоев, а вот хронологию расширили до советской эпохи. Во втором сезоне у нас Анна Григорьевна Достоевская – жена писателя, офицер Белой армии Антон Туркул, чья книга «Дроздовцы в огне» – невероятная фиксация того, как вели себя белогвардейцы на краю гибели, советский театральный художник Василий Комардёнков. У нас будут уникальные свидетельства крестьянина Павла Зайцева, который записал свои воспоминания в зелененькой тетради в клетку, – и так они сохранились до наших дней. Это мемуары простого человека – с врожденным чувством слова и поэзии – о жизни в Молого-Шекснинской пойме, то есть на той земле, которая была затоплена, когда создавалось Рыбинское водохранилище.
В этом сезоне мы внимательно прислушивались к реакциям зрителей. Нам много прилетало: «А что у вас одни цари и элита?» или: «А что столько про церкви?» И приходилось объяснять, что почти во всех мемуарах той эпохи много про царей и про церковь. Потому что страна такая была… Другое дело, что всегда можно сместить акценты. И мы это сделали: во втором сезоне одной из ключевых является тема простого человека.
Денис Мацуев в проекте "Живые мемории" |
– А действительно, почему так мало людей «из низов» оставили свои мемуары? Они были большей частью неграмотные?
– Конечно! Мемуары пишут образованные люди! Чтобы рефлексировать на бумаге, нужно воспитание, образование, часто не одно. Это люди явно не от сохи… Но исключения есть! А еще есть прекрасные воспоминания людей из элиты, чья жизнь была неразрывно связана с землей, с мужиком. В основу одной из наших серий легла книга «12 писем из деревни». Ее написал ученый Александр Энгельгардт. Так получилось, что его «попросили» из Петербургского университета за какие-то либеральные мыслишки, и он решил уехать в свое родовое имение налаживать хозяйство. И получилась история знакомства со своей землей, со своим мужиком, которого только что освободили от крепостного права… это просто энциклопедия русской жизни! Очень интересные, ироничные воспоминания!
– Что тебе стало понятно про Россию после этого проекта? Кто мы все-таки? И почему заглянуть надо именно в то время – рубеж XIX и XX веков?
– Это время – расцвет мемуарной литературы. И чем больше я ее читаю, тем больше понимаю, что наша страна имеет сложную (в хорошем смысле) судьбу. И сегодня эту сложность никто не хочет понять. Мы делим все на красных и белых, либералов и консерваторов, телеканал «Спас» и телеканал «Дождь» и не понимаем главного: все не так и никогда так не было! Это первая и главная мысль, к которой я пришла, пока изучала мемуары.
Популярная реакция на первый сезон: «Вы говорите про страну, которую мы потеряли!» Да нет же! Мы пытаемся объяснить, что это не плач Ярославны. Если бы мы все потеряли, то зачем вообще все это делать? А мы же что-то делаем, мы часть этой страны. Здесь было очень красиво, и красота была в отношениях… Второй сезон – про то, как в этой стране люди относились друг к другу, про культуру воспитания. Даже история про Рахманинова – это не история про Рахманинова, за которого читает Денис Мацуев. Это про профессора, который берет юного талантливого мальчика безвозмездно на пансион к себе, на секундочку, жить в центре Москвы. «Живые мемории» созданы для того, чтобы вновь открыть черты русского характера, о которых мы забываем. Да я и сама стараюсь так же относиться к людям, глядя на героев наших «Живых Меморий»!
Беседовала Дарья Ганиева