"Атас!" - по-якутски - "Аминь!": миссионеры о поездке (ФОТО)
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ
Главная цель рассказа о миссионерской поездке – чтобы мы поняли, зачем это нужно. Что там происходило, какой в этом смысл. Ведь участники ездили не с мыслью: «Надо бы в Якутию съездить, а то как там еще окажешься?!», а с другой, более существенной целью.
Поначалу результат от миссионерских поездок кажется ограниченным, но потом приходит осознание того, что это то живое, что должно быть в жизни Церкви. Не официальные мероприятия, не конференции, а соприкосновение живого человека с живым человеком.
Священник Александр Стародубцев, руководитель миссионерской группы
Миссионерство – это не православный туризм
Это мой второй опыт миссионерской поездки, в прошлом году настоятель нашего храма, протоиерей Максим Козлов, попросил меня поехать и побыть с миссионерами, правда не долго – 4-5 дней, в Костромской области. Но руководителем поездки я был впервые.
Сначала опишу яркие внешние воспоминания. Мне запомнилось, как мы летим туда – а солнце не садится. Летим обратно – а солнце не садится… Якутия очень сильно удалена от нас, там очень красивая природа, местами на удивление похожая на Подмосковье и Крым.
Два клирика, которые почти все время были с нами – благочинный Вилюйского улуса иеромонах Гермоген (Рубцов) и ректор Якутской Духовной семинарии игумен Андрей (Мороз) стали неким образом православного духовенства в Якутии, мне вспомнились описания жизни преподобного Амвросия Оптинского, как он с юмором переносил свои обстоятельства жизни и учил так других. Их отношение к сложностям в поездке, да и вообще к особенностям Якутской земли, близко к преподобному Амвросию. К сложностям они подходят и с ответственностью и с юмором, потому что по-другому там, далеко от Большой земли, просто нельзя.
Открытость людей, простота в общении, откровенность – вот основные черты якутов.
Конечно, летом мы не застали сложных погодных условий, но зимой они, говорят, для обычных людей чрезвычайно сложны. При этом люди, которые оказались на Якутской земле надолго уже так не считают, искренне радуются жизни, потому что воспринимают Родину такой, какая она есть и благодарны Богу за это. Благодарность она на лице, и она не притворство. Как в поговорке, Родина, не там где родился, а там где пригодился.
Из всей поездки – а мы общались со множеством людей, желание оттуда уехать я заметил только у одного человека, но не будем о нем, лучше о других людях. Например, наш водитель говорил: «Я приехал сюда в 79-м посмотреть на Якутию, и смотрю до сих пор!»
Мы привезли туда много православной литературы, и на якутском тоже, которая, даст Бог, поспособствует кому-то в приходе к вере или укреплению в вере. Люди ее очень радостно принимали, мы много говорили о Боге и вере, отвечали на вопросы о вере. Благодаря графику, который нам предложила Якутская епархия, мы успели очень много: несколько служб, в том числе архиерейская в день первого выпуска Семинарии, концерты(а они состояли из двух частей: духовной части, которая объяснялась, и светской) по два в день, встречи, молебны. Самые важные концерты прошли в центре онкологии и детской республиканской больнице. Что может быть более сложного для певческой группы как петь радостные песни перед десятками людей, болеющих раком, десятками детей среди которых были дети с перевязанными руками, ногами, с трубками под носами после операций… Со слезами на глазах и улыбкой на устах, но мы пели и говорили о Христе и радости жизни в Боге. И подпевание, ритмичное качественное хлопание в ладоши(это у якутов видимо в крови), длительные овации людей – это был ответ, нужны им и нам эти поездки или нет.
Для себя лично из поездки я вынес важное осознание того, что все-таки из себя представляет миссионерство, над которым будем откровенны, есть те, кто посмеивается или с безразличием задает вопрос: «Да зачем это вообще надо, для отчета?». По слову апостола Павла всякому вопрошающему надо дать ответ с кротостью и благоговением. Пришло осознание этих слов. Мы ехали, зная, что подчас будут люди, с важными вопросами, для ответов на которые будут минуты. И это может быть ответ, который развернет всю жизнь человека. Я подумал – как можно дать такой ответ, если ты недостаточно готов? Поэтому подготовка к таким поездкам всей группы должна быть очень серьезная. Изучение Священного Писания, святых отцов, Катехизиса, формулировка ответов на частые недоуменные вопросы, которые люди задают верующим.
Апостол Павел для всех был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых. К сожалению, мы даже не тень апостола Павла, но мы современные христиане, которые должны и сейчас руководствоваться призывом Господа «Идите и крестите во имя Отца, и Сына, и Святого духа все языки и учите их блюсти все, что я вам заповедовал».
Я надеюсь, что мы хотя бы насколько-то выполнили вторую часть этого призыва. Людей, желающих исполнить первую часть слов Спасителя мы направляли к местным священникам. Мы говорили о важности того, что говорит Христос в Евангелии.
То, что мы делали, это не был православный туризм, не было ни у кого мыслей: «Поеду, попою, потусуюсь, куплю сувенирчики и домой». Почти вся группа выразили желание поехать с помощью Божией еще раз и на более долгий срок. Это была настоящая миссионерская поездка, свидетельство о Христе. Не всегда и не во всем оно было легкое. Ранний подъем, дальние переезды, по 12-14 часов по бездорожью. Литургия начиналась в час ночи по Московскому времени, завтрак в три часа ночи, концерт в шесть утра. Иногда мы подмосковные дороги называем плохими, но они идеальны по сравнению с тем, что мы встречали в Якутии.
Миссионерство – дело душеспасительное, хочется надеяться, что мы не были теми, кто закопал в землю данный Богом талант. Ибо, если у нас есть уста, и искренняя вера в Бога, то наше слово о Боге это талант. Надеюсь, Господь нас еще раз призовет для этой работы, потому что такая поездка имеет смысл, даже если один реальный человек станет церковным. Но на деле таких людей было гораздо больше!
Это стало понятно в эти дни, когда перед якутами встал выбор – идти на многодневный национальный праздник, куда отправились тысячи, в котором были и языческие мероприятия, или идти на православный концерт. На концерты пришли сотни людей.
Матушка Варвара Волкова, регент
Миссионерство радости
Это не первая миссионерская поездка, в которой я была регентом. Еще 10 лет назад состоялась первая миссионерская поездка прихожан Татианинского храма в Костромскую епархию, куда я и поехала регентом. Потом был большой перерыв на детей (Варвара растит четырех деток – П.Т.), и вот впервые за семь лет я несомненным чудом и промыслом Божиим попала в состав миссионерской группы, с огромным удовольствием поехав в Якутию.
Больше всего запомнились люди. Это самое главное и яркое впечатление. Это владыка Роман, который нас всех, честно говоря, потряс до глубины души своим вниманием и своей любовью. К сожалению, очень часто в церковных отношениях такого уровня не успеваешь усмотреть любовь к каждому человеку. А тут нас покрыли и окружили любовью.
Это, конечно, отец ректор Андрей (Мороз). Сначала я даже не поняла, что это ректор. Когда мы приехали в семинарию и сели завтракать, вдруг вошел монах, скромно со всеми поздоровался и сел за стол. Без всякого представления себя. Пришлось мне даже спросить рядом сидящего семинариста:" А где ваш ректор?"Потом мы все убедились, что прежде того, что он отец-ректор, он - настоящий монах. Смирение и простота позволяют ему общаться с человеком любого уровня, сохраняя свое достоинство. Он играл с нами в игры, разделял все тяготы шестисоткилометрового переезда. И никогда не жаловался, что он в возрасте, не просил лучшего места, разделял с нами трапезу, на самом деле, это дорогого стоит! Но при этом в какие-то моменты он нас очень ласково, с любовью учил, увещевал, и все это с такой деликатностью, которую я вообще впервые в жизни встречаю. В нашей жизни такого мало, к сожалению.
Конечно, это отец Гермоген, благочинный Вилюйского округа. Это батюшка, который постоянно излучает оптимизм и радость о Христе, которая зажигала все вокруг. Через неделю общения с ним мы поняли, что не можем не улыбаться. В конце я даже сказала ему: «Отец Гермоген! Я больше не могу улыбаться !» Но это был не хохот, это была именно радость от общения. Мы пытались людям донести свет и радость Христовой веры. И я поняла, что это получилось, когда после концерта ко мне подошел один человек и сказал: «Как здорово! Теперь я вижу, что православные улыбаются!»
Это доказывает, что Православие нужно показывать со стороны радости, миссионерство должно быть миссионерством радости, сказал отец Андрей (Мороз). Мы должны показывать людям, что вера Христова – она радостная. Апостол говорит: «Радуйтесь непрестанно!» Также и Господь человеку, который только входит в Церковь, дает больше, чем он заслуживает. Частично приоткрывает Царствие Небесное. Показывает то, к чему христианин должен стремиться всю жизнь, изменяя свое греховное существо при помощи поста, Таинств церковных. Но и мы должны показать ту истиную радость веры Христовой.
Конечно, условия для служения в Якутии очень сложные. Если благочинный округа размером с Францию живет практически без всяких удобств, то это, конечно, тяжело. До этого мы всегда бывали в достаточно благополучных районах центральной России, но именно тут мы были особо нужны.
Храмы меня потрясли. Один из них устроен в клубе. На престоле нет многих вещей там нет даже семисвечника! Нет икон. Отцу Гермогену нужно открывать храм, а у икон нет! Надеюсь, чуть позже мы сможем собрать помощь. Например, в соседнем селе священник-якут отец Михаил служит в трехкомнатной квартире, которая находится в бараке, вокруг которого вообще нет дорог. Асфальта там нет нигде, а тут нет вообще никакой дороги. Ямы, коровы, лошади, живущие тут же люди. И вдруг открываешь дверь – а там храм. И это поражает.
Якуты только-только начинают понимать, что к чему. Православие там только начинает возрождаться. И им активно навязывается мысль, что подлинно якутское – это языческое. К сожалению, там очень много протестантов. Они строят большие общины, вкладывая туда большие финансовые средства. В Якутске очень большие их молельные дома.
Якуты – удивительные люди, сначала, когда они садятся на концерт, они не проявляют никаких эмоций. Но мы нашли ключик к их душе. Во-первых, мы взяли листки, на которых были написаны слова молитв, которые мы исполняли в первой части концерта. Они следили за текстом. И потом эти листки оставались у них, мы говорили, что это те молитвы, словами которых вы можете молиться в храме, дома. А вторая часть открывала их души, потому что мы выучили и исполняли песню на якутском. Это поражало их в самое сердце, они нам подпевали, плакали. Глава Вилюйского района тоже был поражен, он сказал: «Не все якуты знают эту песню, а вы выучили.
Все это – повод продолжать наше дело. Ездит и ездить, потому что был виден результат.
Самый дорогой опыт из этой поездки – осознание того, что ты не один. Всегда нужно быть оптимистом! В этой поездке я поняла, что если есть люди, которые работают, живут, служат и доносят свет Христовой веры в таких условиях, при этом не унывая, не отчаиваясь, а постоянно пребывая в хорошем настроении, что, конечно, все мои проблемы, которые до этого казались важными, делают совершенно незначительными!
Я надеюсь, что это понимание со мной останется до следующего года, а потом обновится в новой, длительной, поездке. Нас там ждут!