Пост как доброделание
Итак, как мы сказали, пост, кроме воздержания пищи телесной и пищи эмоциональной, развлекающей нас, должен состоять в делах милосердия и служения ближним. Еще в Ветхом Завете многие иудеи постились телом, но душа их была очерствелой. Про таких у пророка Исаии, в 58 главе его книги сказано: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — спрашивают иудеи у Господа.
И вот Господь отвечает им: «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
Так говорит пророк Исаия в 58 главе своей книги о том, каким должен быть настоящий истинный пост. Дело в том, что евреи, подобно некоторым христианам, живущим сегодня, считали, что смысл поста заключен во внешнем отказе от какого-то рода продуктов, рода пищи. Евреи не принимали, например, молочное, не пили вина, не ели мяса, питались овощами-фруктами, но они продолжали злиться, продолжали обманывать друг друга, хитрить, быть подлыми и так далее. И вот именно это обличает пророк Исаия.
А уже в Евангелии мы помним слова Христа: если ты постишься, не будь уныл как лицемер, который постится для того, чтобы быть постящимся перед людьми. Спаситель, улыбаясь, говорит: когда ты постишься, то постись так, чтобы никто этого не видел, помажь голову твою маслом — имеется в виду специальный лосьон, которым намазывали голову для предохранения ее, скажем так, от того, чтобы в голове завелись какие-то животные (на востоке это была частая проблема, и на рынках продавался специальный состав ароматических трав, бальзамический состав, которым натирали голову).
Так вот, когда ты постишься, говорит Господь, помажь голову твою, умой лицо твое (во время поста у евреев не полагалось умываться) и будь веселым и радостным человеком, потому что пост для тебя — это не что-то трагичное, это не что-то, что ты должен показывать людям, а пост — это время внутреннего переосмысления, время внутреннего сосредоточения на религиозных темах. И пост является интимным делом твоей души, он не должен афишироваться.
Некоторые из святых отцов называют молитву и пост двумя крыльями, возносящими к небу христианскую душу. Про непостящихся людей ясно сказал апостол Павел: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которой Он действует и покоряет Себе все» (Послание к филиппийцам, 3 глава, 19-21 стихи).
Можно привести еще массу примеров, однако, думаю, не стоит этого делать. Ведь большинство критиков поста — не против поста как такового, а против церковных предписаний о сроках и временах поста. Я много раз общался с инославными христианами. Они говорили, что они тоже готовы поститься сами по себе, устанавливая пост в определенные дни, в определенные часы, но они не согласны с практикой церковного единообразия касательно постов. Здесь, в ответ вот таким совопросникам, людям, приводящим такие аргументы, уместно привести лишь одну фразу — это слова Апостола Павла.
Размышляя о разных богослужебных практиках, о поведении в храме, апостол Павел сказал, что в церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (Первое послание к коринфянам, 14 глава, 40 стих). В церкви должен быть порядок, канон, то есть по-гречески — образец. Это относится и к уставному богослужению, и к практике постов.
В «Татьянином дне» впервые опубликовано 4 марта 2009 года