Духовный кризис, «темный двойник» Церкви и пограничность
Фото: Citywoman.info |
Духовные кризисы бывают разными. Сегодня речь пойдет о том, который связывают с разочарованием от людей. На слуху множество историй: кого-то не приняли в храме, на кого-то косо посмотрели или шикнули; кто-то узнал о тяжелых грехах верующих или священнослужителей; кто-то поймал себя на несогласии с церковным уставом. Грустно, но случается всякое. Опасно то, что в подобных ситуациях отношение к отдельному человеку, который оскорбил, обидел или разочаровал, порой переносится на всю Церковь и духовную жизнь: происходит охлаждение в вере, отторжение от храма, нежелание молиться…
Интересно рассуждает на эту тему философ Николай Бердяев в книге «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». Он разделяет в жизни Церкви Божественную и человеческую стороны, и отмечает, что «грехи церковного человечества, церковной иерархии не являются грехами Церкви, взятой в ее божественной сущности, и нисколько не умаляют святости самой Церкви».
О похожем пишет и другой философ, Сергей Фудель, в труде «У стен Церкви». Он считает: есть Божественная сторона Церкви, которую не одолеют врата ада, а есть — ее «темный двойник». Богослов призывает к трезвому пониманию и разграничению этих сторон: «Видеть все надо: и веру и неверие, и Церковь и ее двойника — а Господь вразумляет (как поступать) каждое смиренное сердце».
Смотреть глазами Христа
Со мной неоднократно случались ситуации, когда «темный двойник» перекрывал настоящую Христову Церковь. И особенно сложно это было принять в те моменты, когда «двойник» ударял по важным для меня вещам: когда обижали, не принимали, смещали с какого-то служения или дела. И вот, в один из таких непростых моментов я услышала удивительный совет: смотреть на грехи и беззакония людей глазами Христа.
А как бы Господь на это посмотрел? Я думаю, с любовью, но и с болью одновременно. И с сочувствием к нашей падшей природе. Это было большим откровением и прозрением для меня. Хотя на практике иногда оказывается совсем непросто выполнить подобное «упражнение».
Есть научное объяснение тому, почему нам так трудно бывает принять противоречия или грехи других. В психоаналитической диагностике выделяют три уровня организации личности. Один из них, может быть, самый загадочный — пограничный уровень.
Сложность людей пограничного типа организации (не путать с расстройством личности, которое уже является заболеванием) в том, что они до конца не могут интегрировать, собрать воедино образ себя. Поэтому иногда, увидев в себе грехи или ошибки, переносят их на всю личность целиком. То есть они думают: не «я поступил плохо», а «я плохой». Этим же «мерилом» человек измеряет и других. Таким образом нарушается один из святоотеческих принципов — отделять грех от грешника, поступок от человека. Выходит, по-своему правдивы известные фразы вроде «чтобы принять и полюбить других, нужно научиться принимать и любить себя».
Можно ли судить об истине по людям?
Если вы узнаете себя в описании пограничного типа, не спешите расстраиваться. Внутри каждого человека бывают подобные метания, и это еще не означает, что он пограничный (точно сможет определить только специалист).
Даже если вы знаете в себе это качество, его можно изменить. Однако путь может быть неблизким. Если нет возможности обратиться за профессиональной помощью, посоветую первый шаг, который продвинет на пути принятия себя.
Возьмите лист бумаги и запишите все свои положительные качества, которые сможете вспомнить, в одну колонку. А в другой колонке отметьте те свои черты, которые вам трудно принять. Затем предлагаю пойти дальше: написать, чем могут быть хороши стороны, которые вы считаете своими недостатками. Например, если вы скромны — вы не навязываетесь, не беспокоите людей; если же вам свойственна наглость — вы смелый, настойчивый и не упустите своего.
Когда меня вдруг захлестывает разочарование в церковных людях, когда кажется, что вокруг одни фарисеи, я вспоминаю слова Николая Бердяева: «Об истине нельзя судить по людям, да еще по худшим из людей. Нужно посмотреть прямо в лицо Истине и увидать исходящий от нее свет».
Духовный кризис как следствие обид на отдельных людей — тема очень объемная и глубокая. Каждый случай уникален, и требует особого изучения и бережного отношения. Думаю, все это преодолимо.